ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
21 22
мир идей, рождаются идеалистические построения.
Атомизм Демокрита и идеализм Платона – законченные
глобальные системы мира – завершают этап формирования
средств рефлексии и демонстрируют своим появлением
начало этапа рефлексии над знанием в целом.
В системе Платона (427 - 347 до н. э.) постулируется
существование мира идей – вечных и неизменных
сущностей, являющихся субстанцией, основой чувственно
данных вещей. Только мир идей обладает действительным
существованием. А чувственный мир оказывается при этом
производным, вторичным. Идеальный мир Платона
напоминает умопостигаемое Единое Парменида, но
отличается от последнего многообразием форм. Следует
иметь в виду, что мир идей Платон противопоставляет не
чувственно данному миру, а небытию, недействительности,
с чем и отождествляется материя как таковая. Данный нам
мир лежит посредине между миром идей и материей, ведь
он состоит из вещей, в которых воплощены идеи, и которые
тем самым извлечены из небытия. То есть материя
становится в таком понимании некоторым отрицательным
принципом в отношении к миру идей. В организацию
идеального мира Платон вносит сильный этический
элемент: идеи организованы в соответствии со своей
причастностью к идее блага.
Тройственную структуру Платона: мир идей,
чувственный мир, материя Аристотель (384 - 322 до н. э.)
заменяет двойственной – форма и материя. Если для
Платона материя без идеи – не существующее, то для
Аристотеля и форма без материи не может существовать.
Косная материя является, по Аристотелю, возможностью,
потенцией действительности, а форма – это реализация
данной возможности.
Аристотель в своем учении синтезирует взгляды
предшествующих натурфилософов на элементы сущего и
создает своеобразное учение о первоначалах. Мир, по
Аристотелю, состоит из пяти элементов – земли, воды,
огня, воздуха, эфира. Из первых четырех элементов
образуется все богатство окружающего нас мира.
Надлунный мир – вечный, неизменный – состоит из эфира.
Первоначала, по Аристотелю, – это четыре высшие
причины: 1) материальная, 2) движущая, 3) формальная, 4)
целевая. Так, причинами статуи являются: медь, как
материальная причина, искусство скульптора, как
движущая, контур статуи в голове скульптора, как
формальная и мотив деятельности скульптора как целевая.
Материальная причина противопоставляется всем
остальным, которые выражаются понятием бога. Бог
оказывается неподвижным перводвигателем. Он движет
миром как целью. Но бог Аристотеля – идеальная
конструкция, а не выражение мифологических
представлений.
Итак, Платон и Аристотель создали наиболее
развитые
идеалистические системы, однозначно решив проблему
субстанции в пользу примата идеального начала.
Вопросы для СРС
1. Каково содержание мифологического сознания?
2. Каковы причины разложения мифологического
мировоззрения?
3. Что является предметом философского
мировоззрения?
4. Как возникает философия, каковы ее специфические
особенности, с какими потребностями и социальными
вопросами она связана?
5. Как менялся предмет философии в античности?
мир идей, рождаются идеалистические построения. создает своеобразное учение о первоначалах. Мир, по Атомизм Демокрита и идеализм Платона – законченные Аристотелю, состоит из пяти элементов – земли, воды, глобальные системы мира – завершают этап формирования огня, воздуха, эфира. Из первых четырех элементов средств рефлексии и демонстрируют своим появлением образуется все богатство окружающего нас мира. начало этапа рефлексии над знанием в целом. Надлунный мир – вечный, неизменный – состоит из эфира. В системе Платона (427 - 347 до н. э.) постулируется Первоначала, по Аристотелю, – это четыре высшие существование мира идей – вечных и неизменных причины: 1) материальная, 2) движущая, 3) формальная, 4) сущностей, являющихся субстанцией, основой чувственно целевая. Так, причинами статуи являются: медь, как данных вещей. Только мир идей обладает действительным материальная причина, искусство скульптора, как существованием. А чувственный мир оказывается при этом движущая, контур статуи в голове скульптора, как производным, вторичным. Идеальный мир Платона формальная и мотив деятельности скульптора как целевая. напоминает умопостигаемое Единое Парменида, но Материальная причина противопоставляется всем отличается от последнего многообразием форм. Следует остальным, которые выражаются понятием бога. Бог иметь в виду, что мир идей Платон противопоставляет не оказывается неподвижным перводвигателем. Он движет чувственно данному миру, а небытию, недействительности, миром как целью. Но бог Аристотеля – идеальная с чем и отождествляется материя как таковая. Данный нам конструкция, а не выражение мифологических мир лежит посредине между миром идей и материей, ведь представлений. он состоит из вещей, в которых воплощены идеи, и которые Итак, Платон и Аристотель создали наиболее тем самым извлечены из небытия. То есть материя развитые становится в таком понимании некоторым отрицательным идеалистические системы, однозначно решив проблему принципом в отношении к миру идей. В организацию субстанции в пользу примата идеального начала. идеального мира Платон вносит сильный этический элемент: идеи организованы в соответствии со своей Вопросы для СРС причастностью к идее блага. Тройственную структуру Платона: мир идей, 1. Каково содержание мифологического сознания? чувственный мир, материя Аристотель (384 - 322 до н. э.) 2. Каковы причины разложения мифологического заменяет двойственной – форма и материя. Если для мировоззрения? Платона материя без идеи – не существующее, то для 3. Что является предметом философского Аристотеля и форма без материи не может существовать. мировоззрения? Косная материя является, по Аристотелю, возможностью, 4. Как возникает философия, каковы ее специфические потенцией действительности, а форма – это реализация особенности, с какими потребностями и социальными данной возможности. вопросами она связана? Аристотель в своем учении синтезирует взгляды 5. Как менялся предмет философии в античности? предшествующих натурфилософов на элементы сущего и 21 22
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »