Философия. Афанасьева Л.А - 10 стр.

UptoLike

Рубрика: 

19 20
Сталкиваясь с изложением первых философских
учений, поневоле задаешься вопросом: почему эти
игрушечные представления всерьез рассматриваются как
колоссальные достижения духовной культуры? В чем их
отличие от мифологических представлений?
Часто в фантастических представлениях первых
философов заложено начало новой формы общественного
сознания. Она опирается на интеллект, рефлексирующий
над духовной культурой в поисках оснований. Эти
представления ценны не сами по себе (как таковые они
почти не выделяются из ряда мифологических), а как зерно
будущей философии.
Когда ставится вопрос об основе мира и поиск начинает
вестись не в мифологическом ключе, а в терминах
вещественных элементов (вода, огонь, воздух, земля, эфир),
ответ обнаруживается в соответствующей плоскости: одно
из традиционно выделяемых веществ объявляется самым
важным, а остальные производными. При этом идет
перебор претендентов на исходное место. Но в этом
процессе неизбежно возникает вопрос о способах перехода
от одних веществ к другим, о силах, осуществляющих этот
переход. И постепенно акцент смещается с самих веществ
на принципы их организации и движения.
Постепенно, в обсуждении переходов от одних веществ
к другим начинает угадываться некоторая постоянная
величина, мера перехода, не зависящая от конкретных
веществ, скрытая от нашего чувственного восприятия. Это
некая вечная основа мира, которая наделена теми же
атрибутами, что и олимпийские богибессмертием,
постоянством. Подобные представления встречаются у
Анаксимандра (ок. 610 - 546 до н. э.), Гераклита (ок. 540 -
483 до н. э.). Анаксимандр говорит о беспредельном,
которое лежит в основе известных стихий. Гераклит учит о
неизменности закона, организующего изменчивый мир.
Гераклит ставит проблему: утверждая, что в самих
вещественных превращениях нет и не может быть ничего
постоянного и бессмысленно искать его в каком-то
чувственном облике. Постоянен только сам закон
превращений, а он может быть достигнут только
посредством разума: «Скрытая гармония сильнее явной».
Если первоначала вечно присутствуют и поистине
существуют, а многообразие космоса в то же время
обусловлено превращениями первоначала, в которых оно
исчезает, то это первоначало одновременно и существует, и
не существует. Такой подход, противопоставив закон
субстрату, обусловил появление обобщающего термина
для всех элементов. Это – «бытие» Парменида (вторая
половина 6 - начало 5 в. до н. э.), главы элейской школы.
Парменид доказывает, что есть лишь бытие, и оно не
может быть ничему противопоставлено, поскольку его
противоположностьнебытиене существует по
определению. Но если небытие не существует, то бытие
должно быть единым и неподвижным. Единым, потому что
разделять его на части может только небытие, которого
нет. Неподвижным, потому что движение предполагает
изменение из бытия в небытие, что невозможно. Систему
соответствующих доказательств построил ученик
Парменида Зенон Элейский (ок. 490 - 430 до н. э.).
Отделение вещественной основы от способов
ее
функционирования приводит к формированию
представлений о материальной и идеальной субстанциях.
Причем, если постулируется самоорганизация,
самодвижение материи, материя сохраняет
субстанциональность и возникает атомизмнаиболее
последовательное материалистическое мировоззрение
античности. А если принципы организации и движения
противопоставляются пассивной материи как активный
    Сталкиваясь с изложением первых философских                    Гераклит ставит проблему: утверждая, что в самих
учений, поневоле задаешься вопросом: почему эти               вещественных превращениях нет и не может быть ничего
игрушечные представления всерьез рассматриваются как          постоянного и бессмысленно искать его в каком-то
колоссальные достижения духовной культуры? В чем их           чувственном облике. Постоянен только сам закон
отличие от мифологических представлений?                      превращений, а он может быть достигнут только
    Часто в фантастических представлениях первых              посредством разума: «Скрытая гармония сильнее явной».
философов заложено начало новой формы общественного                Если первоначала вечно присутствуют и поистине
сознания. Она опирается на интеллект, рефлексирующий          существуют, а многообразие космоса в то же время
над духовной культурой в поисках оснований. Эти               обусловлено превращениями первоначала, в которых оно
представления ценны не сами по себе (как таковые они          исчезает, то это первоначало одновременно и существует, и
почти не выделяются из ряда мифологических), а как зерно      не существует. Такой подход, противопоставив закон
будущей философии.                                            субстрату, обусловил появление обобщающего термина
    Когда ставится вопрос об основе мира и поиск начинает     для всех элементов. Это – «бытие» Парменида (вторая
вестись не в мифологическом ключе, а в терминах               половина 6 - начало 5 в. до н. э.), главы элейской школы.
вещественных элементов (вода, огонь, воздух, земля, эфир),        Парменид доказывает, что есть лишь бытие, и оно не
ответ обнаруживается в соответствующей плоскости: одно        может быть ничему противопоставлено, поскольку его
из традиционно выделяемых веществ объявляется самым           противоположность – небытие – не существует по
важным, а остальные – производными. При этом идет             определению. Но если небытие не существует, то бытие
перебор претендентов на исходное место. Но в этом             должно быть единым и неподвижным. Единым, потому что
процессе неизбежно возникает вопрос о способах перехода       разделять его на части может только небытие, которого
от одних веществ к другим, о силах, осуществляющих этот       нет. Неподвижным, потому что движение предполагает
переход. И постепенно акцент смещается с самих веществ        изменение из бытия в небытие, что невозможно. Систему
на принципы их организации и движения.                        соответствующих       доказательств       построил    ученик
    Постепенно, в обсуждении переходов от одних веществ       Парменида Зенон Элейский (ок. 490 - 430 до н. э.).
к другим начинает угадываться некоторая постоянная                Отделение       вещественной основы от способов
величина, мера перехода, не зависящая от конкретных           ее
веществ, скрытая от нашего чувственного восприятия. Это –      функционирования        приводит        к    формированию
некая вечная основа мира, которая наделена теми же            представлений о материальной и идеальной субстанциях.
атрибутами, что и олимпийские боги – бессмертием,             Причем,       если     постулируется        самоорганизация,
постоянством. Подобные представления встречаются у            самодвижение         материи,         материя      сохраняет
Анаксимандра (ок. 610 - 546 до н. э.), Гераклита (ок. 540 -   субстанциональность и возникает атомизм – наиболее
483 до н. э.). Анаксимандр говорит о беспредельном,           последовательное материалистическое мировоззрение
которое лежит в основе известных стихий. Гераклит учит о      античности. А если принципы организации и движения
неизменности закона, организующего изменчивый мир.            противопоставляются пассивной материи как активный

                                                         19   20