Эстетика. Аганесова И.Г. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

3
Лекция 1
Предмет и значение эстетики
1.Формирование предмета эстетики в границах философского сознания.
Изучение эстетики, к которому Вы приступаете, традиционно начинается с определения ее
предмета, ибо всякая научная теория требует, прежде всего, осознания границ изучаемых явлений
действительности и общественных отношений. Это не значит, что предмет науки раз и навсегда
остается неизменным. Более того, формирование предмета науки представляет собой процесс
движения от некоторой совокупности знания к научной теории, обладающей самостоятельностью
и необходимостью в системе наук, оперирующей своими понятиями, категориями, законами и
отражающей определенную область действительности, ее закономерности.
Процесс формирования любой науки является длительным и сложным. Что же касается наук,
изучающих социальные явления, то они испытывают особые трудности, так как общественные
процессы изменчивы и реализуются через деятельность людей, наделенных сознанием и волей.
Поэтому обнаружить закономерности в таких процессах чрезвычайно трудно, да и действуют они
не с той жестокой необходимостью, как законы природы.
В истории каждой науки есть период, когда она самоопределяется, т.е., обнаружив свой особый,
специфический предмет исследования, отделяется от той система знания, в которой прежде
развивалась. Таким был и процесс отделения естественных наук от так называемой
натурфилософии. Вычленение физики, например мы, обычно связываем с деятельностью Ньютона.
А ведь многие понятия классической физики сформировались задолго до 17 века. И не только
понятия. Были открыты и сформулированы некоторые законы - закон Архимеда, например.
Особенностью эстетики как науки является то, что она развивалась в двух системах знания, и
как самостоятельная наука оформилась достаточно поздно. Обычно такое самоопределение
эстетики относят к середине 18 в. и связывают с деятельностью немецкого мыслителя
Баумгартена. Однако, изучая историю эстетики, мы обращаемся к мифологии, философским
учениям Платона и Аристотеля, Августина Блаженного и Леонардо да Винчи и многих других
мыслителей. В этом случае мы говорим об эстетических представлениях и взглядах более или
менее разработанных, идеалистических или материалистических, но существующих не
самостоятельно, а в контексте философских, теологических или профессионально -
художественных концепций.
История эстетических учений и есть, по сути, процесс формирования эстетики как
получаемые новые знания расширяют его границы, и основанием для такого процесса является
развитие и обогащение форм самой эстетической практики. Эстетическая деятельность
закрепляется в формах мышления, понятиях, которые и формируют основание науки. Можно
утверждать, что предмет эстетики складывался на протяжении всей предшествующей истории
человеческой культуры, т.е. эстетика, как и всякая другая наука возникла в процессе обобщения,
осмысления практики. Прежде все го художественной практики, потому что именно искусство
первым выделилось в качестве самостоятельной формы эстетической деятельности и, обладая