Эстетика. Аганесова И.Г. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
из важнейших теоретических проблем эстетики, позволившей ей самоопределится.
Аристотелю принадлежит, и первая в истории эстетики попытка обосновать деление
искусства народы и жанры. Это объясняется, с одной стороны, уровнем развития античного
искусства, представленного многообразием видов и жанров, а с другой - зрелостью
эстетической теории, позволившей Аристотелю наметить плодотворные пути решения этой
проблемы. Он считал, что многообразие искусств объясняется различием в подражании.
Арсенал используемых для этот средств необычайно широк и разнообразен - звук, краски и
формы, движение и слово; подражать можно также различными предметами и
многообразием способов.
Краткий обзор развития эстетических взглядов древнегреческих мыслителей
свидетельствует о том, что уже в античности сложился круг проблем, связанных с понятием
прекрасного искусства, что дает основания утверждать: античность сформировала систему
эстетического знания, имеющего непреходящее значение и определившего основные
направления теоретических поисков последующей эстетической науки.
Пришедшая на смену античному мировоззрению религиозная христианская картина мира
и концепция человека на длительный период исключила эстетику да сферы теоретических
интересов общества. Христианский аскетизм как идеал человеческой жизни и поведения
исключал сознательный интерес к искусству и чувственному наслаждению. Эстетические
взгляды разрабатывались лишь в сочинениях "отцов" церкви и отражаю религиозные
представления о боге как единственном олицетворении и источнике, красоты.
Гуманисты эпохи Возрождения восстанавливали традиции античной культуры и эстетики
прежде всего тем, что в центр эстетических и художественных интересов ставили живого,
чувственного человека и природу. Создание светских форм искусства, изучение и
комментирование античного искусства и культуры возрождали потребность в теоретическом
осмыслении эстетических проблем. Искусство теперь было обращено к красоте чувственно
воспринимаемой действительности, а художники разрабатывали новые способы и средства
для воспроизведения ее богатства и многообразия. Для такого художественного метода
требовалось знание природа и человека, и художники обращались к науке: анатомии,
геометрии, оптике. Разрабатывалась теория живописной перспективы, а свой творческий
опыт художники осмысливал, и излагали в трактатах. Появился целый ряд pa6oт по истории
искусства и жизнеописанию выдающихся художников.
Таким образом, к концу 18 века проблемы эстетики были широко представлены в
философской литературе, искусствознании, истории искусства и художественной критике;
диапазон таких исследований был весьма широк. Это и предопределило выделение эстетики
как самостоятельной области теоретического знания.