Эстетика. Аганесова И.Г. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
особой ценностью, не могло не привлечь к себе внимания общественного сознания.
Эстетические знания родились в глубокой древности и прошли в своем развитии ряд этапов,
наиболее существенные из которых мы рассмотрим.
Уже греческая мифология зафиксировала специфику искусства как особого вида деятельности
человека.
Но если в мифологии осознание самоценности эстетической деятельности получило образную,
символически - метафорическую интерпретацию, то классическая греческая философия
предприняла теоретический анализ эстетических явлений, необходимо при этом отметить что
греческая философия рассматривает проблемы эстетики в контексте общей картины мира, в
которой действует гармония как объективная закономерность мира, превращая первобытный,
хаос в космос.
Пифагорейцы, например, основой гармонии числа, поэтому для них познание мира есть
познание чисел, являющихся сущностью вещей и управляющих ими. Пифагор обращался к
исследованию музыки как средоточия гармонии. Он искал объективные, имеющие числовое
выражение, основой музыкальной гармонии и устанавливал зависимость Уже этот период
явственно осознавалась связь красоты и искусства, хотя для греков границы искусства были
необычайно широка Об этом свидетельствует не только количество муз и число искусств,
которым те покровительствовали, но и представления об искусстве, о чем там известно из
работ философов. Демокрит, например, считал, что все искусствa порождены с течением -
времени потребностями и обстоятельствами, и подразумевал под искусствами к врачевание
и земледелие, т.е. по сути дала все сферы человеческой деятельности.
Поэтому неудивительно что в классический период развития греческой культуры границы
эстетических проблем предельно расширялись, и если мы обратимся к наследию Платона к
Аристотеля, то увидим какое многообразие вопросов, связанных с эстетикой, поднимается в
трудах этих мыслителей. В них мы обнаружим также сложившееся к тому времени
расхождение материалистического и идеалистического подходов к решению этих вопросов.
Заслугой Платона является и разработка проблемы социальной функции искусства. Правда,
он скептически относился к возможностям искусства и ставил его гораздо ниже
философствования и научного познания. В своих работах "Государствои "Законы" Платон
обосновал также воспитательную функцию искусства, помогающего, по его мнению,
вырабатывать гражданские чувства и доблести, воспитывать чувства порядка и меры.
В полемике с Платоном Аристотель не смог полностью преодолеть его идеализм, однако
создал хорошие предпосылки для материалистического решения многих проблем эстетики.
Не выходя за пределы античной традиции в понимании мира как гармонического,
упорядоченною космоса, Аристотель рассматривал эстетические познание и искусство как
отражение мировой гармонии. При этом он выделил человека как главный предмет
искусства, поскольку гармоничным и пропорциональным сложением своих частей тот
является воплощением прекрасного. Аристотель впервые, поставил вопрос о специфике
прекрасного. Аристотель впервые поставил вопрос о специфике прекрасною, т.е. поднял одну