История государственного и муниципального управления в России. Алехин Э.В. - 43 стр.

UptoLike

Составители: 

первоначальные местные князья сошли с исторической сцены в процессе
укрепления власти единого киевского князя.
Как мы знаем, Ярослав I перед смертью поделил княжескую власть
между своими сыновьями, но он старался предотвратить полный распад
державы, включив в свое "Завещание" принцип старшинства, которому
должны были следовать его преемники. Это был в большей мере
генеалогический, нежели феодальный принцип. Действительно, сначала
вместо индивидуального главенства старшего брата был установлен
триумвират трех старших братьев; но ненадолго. Затем последовала попытка
сохранить, по крайней мере, федеративное единство посредством
периодических встреч главенствующих князей. Владимир Мономах, а затем
его сын Мстислав были последними из киевских князей, которым удавалось
поддерживать единство Киевской державы. После них Киевское государство
рухнуло.
Вслед за его распадом некоторые местные князья, а особенно князья
Суздаля и Галича, продолжали выдвигать свои претензии на общерусский
сюзеренитет, но фактически в тот период любая попытка установить
сюзерено-вассальные отношения между князьями могла повлиять на
княжеские отношения только внутри отдельных ветвей семейства Рюрика или
внутри отдельных княжеств. Теперь тенденция заключалась в том, чтобы
использовать условия семейных взаимоотношений для установления
политического понятия о старшинстве среди князей. Так, князь Изяслав II
сказал своему дяде Вячеславу, предоставляя ему киевский престол: "Ты мой
отец; бери Киев и все землю; имей всю, что тебе любо, а мне дай отдых"
(1150 г.).
В северо-восточной Руси - чтобы быть более точным, в Суздале -
принцип сюзеренитета развился более полно. В 1171 г. Андрей Бого-любский,
князь Владимиро-Суздальский, водворил в Киеве и близлежащих городах
трех братьев Ростиславичей, понимая, что они будут следовать его
политической линии. В 1174 г., не удовлетворенный их преданностью, он
первоначальные местные князья сошли с исторической сцены в процессе
укрепления власти единого киевского князя.
      Как мы знаем, Ярослав I перед смертью поделил княжескую власть
между своими сыновьями, но он старался предотвратить полный распад
державы, включив в свое "Завещание" принцип старшинства, которому
должны были следовать его преемники. Это был в большей мере
генеалогический, нежели феодальный принцип. Действительно, сначала
вместо индивидуального главенства старшего брата был установлен
триумвират трех старших братьев; но ненадолго. Затем последовала попытка
сохранить,     по   крайней   мере,   федеративное   единство   посредством
периодических встреч главенствующих князей. Владимир Мономах, а затем
его сын Мстислав были последними из киевских князей, которым удавалось
поддерживать единство Киевской державы. После них Киевское государство
рухнуло.
      Вслед за его распадом некоторые местные князья, а особенно князья
Суздаля и Галича, продолжали выдвигать свои претензии на общерусский
сюзеренитет, но фактически в тот период любая попытка установить
сюзерено-вассальные отношения между князьями могла повлиять на
княжеские отношения только внутри отдельных ветвей семейства Рюрика или
внутри отдельных княжеств. Теперь тенденция заключалась в том, чтобы
использовать    условия   семейных    взаимоотношений    для    установления
политического понятия о старшинстве среди князей. Так, князь Изяслав II
сказал своему дяде Вячеславу, предоставляя ему киевский престол: "Ты мой
отец; бери Киев и все землю; имей всю, что тебе любо, а мне дай отдых"
(1150 г.).
      В северо-восточной Руси - чтобы быть более точным, в Суздале -
принцип сюзеренитета развился более полно. В 1171 г. Андрей Бого-любский,
князь Владимиро-Суздальский, водворил в Киеве и близлежащих городах
трех братьев Ростиславичей, понимая, что они будут следовать его
политической линии. В 1174 г., не удовлетворенный их преданностью, он