История государственного и муниципального управления в России. Алехин Э.В. - 53 стр.

UptoLike

Составители: 

О политике князей и Церкви в области образования речь пойдет в связи
с другими вопросами. Здесь мы кратко остановимся на социальном
попечении. В первую очередь следует заметить, что было значительно
больше сплоченности в киевском обществе, как и вообще в средневековом
обществе, в отличие от современного, в результате чего необходимость в
помощи отдельным людям со стороны государства отмечалась в меньшей
степени, нежели сейчас. Каждая семейная община (задруга) и каждая
профессиональная община (вервь) по обычаю брала на себя заботы о ее
членах, когда те в этих заботах нуждались. В свою очередь, княжеские
подданные всегда могли рассчитывать на помощь князя в случае грозящей им
опасности; то же касается и близких боярина. Однако с постепенным
распадом общин и отделением семьи от задруги новая социальная единица
(семья) став меньше, оказалась более уязвимой перед лицом таких бедствий,
как война или голод, и поэтому в меньшей степени могла защитить своих
членов. Одновременно, рост городов и постепенная пролетаризация мелких
землевладельцев также имели результатом появление мужчин и женщин,
лишенных постоянных средств существования. Все они нуждались в помощи,
и до какой-то степени эту помощь им оказывали князья.
Как мы знаем, Владимир Святой был пионером в этой области, как и во
многих других. Даже допуская то, что летиписец и биограф преувеличивает
христианское усердие князя-неофита, нам следует признать, что именно он
положил основание институту общественного милосердия в Киевской Руси.
По крайней мере некоторые из его наследников последовали его примеру, и
раздача пищи бедным стала неотъемлемой чертой любого важного
государственного и религиозного праздника, даже если это и не было
продолжительным. В качестве примера, по случаю переноса мощей князей-
мучеников Бориса и Глеба (1072 г.) больных и бедных кормили на
протяжении трех дней. В 1154 г. князь Ростислав Киевский раздал все
наследство своего дяди, которое последний завещал ему, церквям и бедным
людям.
     О политике князей и Церкви в области образования речь пойдет в связи
с другими вопросами. Здесь мы кратко остановимся на социальном
попечении. В первую очередь следует заметить, что было значительно
больше сплоченности в киевском обществе, как и вообще в средневековом
обществе, в отличие от современного, в результате чего необходимость в
помощи отдельным людям со стороны государства отмечалась в меньшей
степени, нежели сейчас. Каждая семейная община (задруга) и каждая
профессиональная община (вервь) по обычаю брала на себя заботы о ее
членах, когда те в этих заботах нуждались. В свою очередь, княжеские
подданные всегда могли рассчитывать на помощь князя в случае грозящей им
опасности; то же касается и близких боярина. Однако с постепенным
распадом общин и отделением семьи от задруги новая социальная единица
(семья) став меньше, оказалась более уязвимой перед лицом таких бедствий,
как война или голод, и поэтому в меньшей степени могла защитить своих
членов. Одновременно, рост городов и постепенная пролетаризация мелких
землевладельцев также имели результатом появление мужчин и женщин,
лишенных постоянных средств существования. Все они нуждались в помощи,
и до какой-то степени эту помощь им оказывали князья.
    Как мы знаем, Владимир Святой был пионером в этой области, как и во
многих других. Даже допуская то, что летиписец и биограф преувеличивает
христианское усердие князя-неофита, нам следует признать, что именно он
положил основание институту общественного милосердия в Киевской Руси.
По крайней мере некоторые из его наследников последовали его примеру, и
раздача пищи бедным стала неотъемлемой чертой любого важного
государственного и религиозного праздника, даже если это и не было
продолжительным. В качестве примера, по случаю переноса мощей князей-
мучеников Бориса и Глеба (1072 г.) больных и бедных кормили на
протяжении трех дней. В 1154 г. князь Ростислав Киевский раздал все
наследство своего дяди, которое последний завещал ему, церквям и бедным
людям.