Правоведение. Алексеев Г.В. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

С точки зрения этатизма такие образцы неудачного
нормотворчества, так же как и все реализуемые на практике законы тоже
являются правом, а это, во-первых, теоретически неверно, а во-вторых,
порождает в обществе правовой нигилизм, то есть безразличное
отношение к праву. Правовой нигилизм возникает у граждан вследствие
того, что логика подсказывает им не соблюдать вообще никакие законы,
раз можно постоянно и безнаказанно нарушать некоторые из них.
Позиции жёсткого этатизма и являются самой благодатной почвой для
произрастания в обществе правового нигилизма.
Юстнатурализмболее сложная, чем этатизм, умозрительная
концепция правопонимания. Она базируется на философском тезисе,
выдвинутом французскими просветителями, который сводится к мысли о
том, что право объективно существует как социальная реальность вне
зависимости от воли государственной власти. Государство, в этом свете,
не может регулировать социальные отношения по своему усмотрению,
оно должно согласовывать издаваемые законы с объективно
существующими социальными реалиями и только на их основании
строить свои законы. Этот процесс соотнесения состояния общественных
отношений, норм морали и нравственности и воли государства в научной
литературе часто называется поиском норм естественного права.
Фактически речь здесь идёт о поиске правовых норм как фрагментов
объективной социальной реальности свойственных, определённой стадии
социального развития в отдельно взятых историко-культурных и
географических условиях.
Государство в процессе реализации своей правотворческой
функции, с позиции данного типа правопонимания, лишь трансформирует
незримый естественно-правовой закон в писаную форму и властными
методами обеспечивает неукоснительное его соблюдение.
В качестве примера существования естественно-правового закона
рассмотрим право человека на свободу мысли. Например, государство
нормативным актом запретит гражданам думать о любви, с целью
концентрации интеллектуальных способностей человека на народном
хозяйстве. Будет ли действовать такая норма права? Вопрос явно
риторический, очевидно, что люди всё равно, несмотря на
законодательный запрет, будут думать о том, о чём хотят, а власть при
этом ничего и никогда не узнает. Этот пример первой естественно-
правовой нормы обнаружили ещё древнеримские юристы. В современном
обществе значение естественного право значительно шире: это не только
социальные закономерности, но и определённые социальные стандарты
гуманизма и либерализма. Основанная на приоритете идеалов
гражданского общества перед интересами государства, уважении прав и
свобод человека и гражданина, цели строительства правового государства
концепция правопонимания называется юснатурализмом.
7