Составители:
Право человека на жизнь в нормативно-ценностной системе
естественного права имеет первоочередное значение. Жизнь человека
наряду с личной свободой и неприкосновенностью личности создают не
только правовую, но и формируют морально-нравственную среду
правовой системы юснатурализма. Естественное право как особая
социальная реальность призвана гарантировать достойный уровень жизни
людей и ограничить вмешательство государства в сферу частных
интересов.
Существенным теоретическим плюсом юснатурализма является
определение базовых идеологических правил (гуманистических, прежде
всего) нормотворчества и правогенеза в целом. Концепция естественного
права сообщает законодателю определённую ценностную шкалу,
показывает, какие социальные институты требуют совершенствования
законодательных подходов к их правовому регулированию. Минусом
является неизбежная идеологизация естественного права, на сегодняшний
день концепция естественного права – это идеология стран Западной
Европы, находящаяся в неразрывной связи с концепциями правового
государства и гражданского общества. Идеология с точки зрения науки
практически всегда исключает рациональное познание и единообразное
понимание феномена. Соответственно юснатурализм распространён
только в странах стоящих на позиции создания гражданского общества, и
не принимается странами Ислама, например.
В рамках естественно-правовой концепции слабо проработан вопрос
о том, кто в государстве формирует и применяет естественно-правовые
нормы. Поскольку на практике не ошибается только тот, кто ничего не
делает, неизбежно возникают ошибки и в деятельности государственных
органов направленной на определение норм естественного права. Нормы
естественного права, как правило, призваны применять высшие судебные
инстанции, такие как Конституционный Суд РФ, которые достаточно
часто меняют свою правоприменительную доктрину.
Третий подход к праву к определению содержания термина «право»
сформирован в рамках социологической научной школы права. В рамках
социологической концепции право предстаёт перед нами как
исключительно социальный феномен, оно лишь регулируется законами, а
по своей сути является управомачивающе-обязывающими социальными
отношениями. С позиции социологии права, если в законе говорится, что
работодатель не может уволить работника без согласия профсоюза, а
профсоюз всегда согласен с работодателем, то фактически правовая норма
сводится к тому, что работодатель может уволить работника по своему
усмотрению, несмотря на предписание закона, который лишь
устанавливает определенные формальности.
С позиций социологической концепции, при поиске правовой нормы
ориентироваться необходимо на реально существующие социальные
8
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »