От критической теории к теории коммуникативного действия. Эволюция взглядов Юргена Хабермаса. Алхасов А.Я. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

5
онтологического постоянства, так и логической необходимости. Достоянием
практической философии является фронесис - здравое (kluges-умное)
понимание ситуации, на которое опирается традиция классической политики
через prudentia Цицерона до prudence Берка. Гоббс, напротив, хочет
обосновать политику и этику строго научно, поскольку мы все-таки создаем
принципы для познания сущности самого справедливого, а именно, законных
соглашений. Это утверждение следует уже современному познавательному
идеалу новой естественной науки: мы познаем предмет в той мере, вкакой
мы можем произвести его.
(S.15) Гоббс начинает 29-ую главу «Левиафана» уверенным
утверждением: «Хотя ничто, сотворенное смертными, не может быть
бессмертно, однако, если бы люди руководствовались тем разумом, на
обладание которым они претендуют, их государства могли бы быть по
крайней мере застрахованы от смерти вследствие внутренних болезней. Ибо
по своей природе эти установления призваны жить так же долго, как
человеческий род, или как естественные законы, или как сама
справедливость, которая дает им жизнь. Поэтому когда государства приходят
вупадок, не вследствие внешнего насилия, а вследствие внутренних
междусобиц, то это вина людей не в силу того, что они являются
материалом, из которого составлены государства, авсилутого, что они
являются творцами и распорядителями последних.» Здесь подразумеваются
три упомянутых момента отличия современного и классического
подходов (Betrachtungsweise). Во-первых, притязание научно обоснованной
социальной философии нацелено на то, чтобы указать раз и навсегда условия
правильного государственного и общественного строя. Ее высказывания
будут действовать независимо от места, времени и обстоятельств и без учета
(ohne Ansehung) исторической ситуации позволят долгосрочное обоснование
общественного обустройства (Gemeinwesen). Во-вторых, это преобразование
или применение познаний является технической проблемой. При знании
общих условий правильного государственного и общественного устройства
нет более нужды в практически умном действии людей по отношению друг к
другу, а требуется корректное производство правил, отношений и структур.
В-третьих, поведение людей предстает поэтому только как материал.
Инженеры правильного порядка могут отвлечься от категорий нравственного
обихода и ограничиться конструкцией обстоятельств, при которых люди,
подобно природным объектам, принуждаются к исчисляемому поведению.
Отторжение политики от морали замещает руководство к добродетельной и
справедливой жизни обеспечением б лагополучной жизни в условиях
правильно установленного порядка.
Тем самым, однако , «порядок» меняет свой смысл так же, как и
«область», которая упорядочивается - меняется сам предмет политической
науки. Порядок добродетельного поведения превращается в регулирование
общественного обращения. Указанному изменению в методической
установке соответствует смещение (Verschiebung) научного объекта.
Политика становится философией социального, так что научную политику