Составители:
Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений,
связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил
мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей.
Под хрематистикой – изучение противоестественных, с его точки зрения,
явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную
торговлю. В соответствии с этим Аристотель выявил два вида богатства:
богатство как совокупность потребительских стоимостей и как накопление
денег, или как совокупность меновых стоимостей.
Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и
называл его естественным, поскольку оно возникает в результате
производственной деятельности, направлено на удовлетворение по-
требностей людей, его размеры ограничены этими потребностями. Второй
вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно воз-
никает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потреб-
ления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристо-
тель одобрял экономическую деятельность и порицал хрематистику.
Деньги по Аристотелю, выступают в роли соизмерителя при обмене, и
поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель
считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате со-
глашения; а человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не
может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важ-
нее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство
укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны
быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов,
должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государствен-
ному порядку.
Рассматривая экономическую мысль эпохи средних веков, особое вни-
мание следует уделить анализу источников экономической cмысл: в арабских
странах – Коран (610–632 гг.) и учение Ибн-Халдуна (1332–1406 гг.); в За-
падной Европе – идеи Августина (354–430) и Фомы Аквинского (Аквината)
(1225–1274); в России: «Русская правда» (XII–Х111 вв.) – свод законов Ки-
евского государства. идеи И. С. Пересветова (конец XV – начало XVI в.)
и М. Башкина (XVI в.).
Изучение и толкование Корана – собрания проповедей, обрядовых и
юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных расска-
зов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений
в Мекке и Медине – положили начало гражданскому и каноническому му-
сульманскому праву. Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное
неравенство, институт частной собственности.
Согласно Корану одним из пяти «столпов веры», то есть правильного
поведения, является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с
которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака). Ибн-Халдун
(Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332–1406 гг.) –
арабский историк и философ. Его основной труд носит название «Книга на-
зидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов,
7
Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой – изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель выявил два вида богатства: богатство как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение по- требностей людей, его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно воз- никает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потреб- ления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристо- тель одобрял экономическую деятельность и порицал хрематистику. Деньги по Аристотелю, выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате со- глашения; а человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важ- нее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государствен- ному порядку. Рассматривая экономическую мысль эпохи средних веков, особое вни- мание следует уделить анализу источников экономической cмысл: в арабских странах – Коран (610–632 гг.) и учение Ибн-Халдуна (1332–1406 гг.); в За- падной Европе – идеи Августина (354–430) и Фомы Аквинского (Аквината) (1225–1274); в России: «Русская правда» (XII–Х111 вв.) – свод законов Ки- евского государства. идеи И. С. Пересветова (конец XV – начало XVI в.) и М. Башкина (XVI в.). Изучение и толкование Корана – собрания проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных расска- зов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине – положили начало гражданскому и каноническому му- сульманскому праву. Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти «столпов веры», то есть правильного поведения, является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака). Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332–1406 гг.) – арабский историк и философ. Его основной труд носит название «Книга на- зидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, 7
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »