ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3
ВВЕДЕНИЕ
§1. Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых
действий и умения говорить убедительно. Ведь речь - это основной инструмент деятельности
не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сфе-
ры, каждого активного гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к
полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности по-
строить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную
речь, добиться принятия аудиторией своих идей. А ведь именно это является предметом рито-
рики - дисциплины, которая со времен античности служила целям воспитания всесторонне раз-
витой, общественно активной и гуманистически образованной личности, способствовала фор-
мированию активных коммуникативных умений и навыков. Правильное решение этой задачи
является важнейшим залогом улучшения ситуации в стране, поскольку способность к ведению
коммуникации - вопрос жизни и смерти для нашего общества. Большинство насильственных
действий, начиная с разгрома ларьков и кончая гражданскими войнами - это, как правило, пе-
чальный итог нежелания и неумения вести грамотный диалог.
Нельзя забывать и еще об одной стороне риторической подготовки - воспитании не только
хорошего оратора, но и сознательного слушателя. Не секрет, что в настоящее время неумение и
нежелание слушать и анализировать речь другого подчас приводит к трагическому непонима-
нию между участниками общения, напоминая больше разговор слепого с глухим. Это позволяет
отдельным политическим и общественным деятелям легко манипулировать общественным соз-
нанием. Поэтому важно научиться понимать коммуникативные намерения выступающего, а
также видеть те случаи, когда оратор обманывает слушателей, прибегает к нечестным оратор-
ским приемам. Следовательно, в нашей стране риторика превращается в общественно-
значимую дисциплину, способную помочь людям научиться адекватно ситуации выражать свои
мысли, вести грамотный диалог, понимать коммуникативное намерение оратора.
В последнее время появилось несколько учебных пособий по риторике, предназначенных
для обучения речи на разных уровнях. Однако практически все они включают в основном тео-
ретические размышления о свойствах и признаках публичной речи, особенностях восприятия и
понимания речи, речевом этикете и стилях речи, структуре массовой коммуникации и т. п. В
отличие от них настоящее пособие ставит целью последовательное описание шагов человека,
готовящегося произнести ответственную публичную речь, то есть стремится дать развернутую
инструкцию для начинающих ораторов. Такой исключительно практической ориентацией и
обусловлен отбор и расположение учебного материала. Вместе с тем считаем, что эта ориента-
ция не должна сказываться на научном уровне материала, а описание последовательности ша-
гов, совершаемых оратором при создании речи, ни в коем случае не должно заменяться произ-
вольными и случайно подобранными замечаниями типа "10 (или другое количество) правил
(советов) ведения дискуссии (создания эффективной речи)".
§2. Знакомство с риторикой, как и с любым другим предметом, следует начать с выяснения
того, что является ее предметом, что она должна изучать, чем отличается от других предметов.
Вопрос этот не такой простой, поскольку в современной науке разными авторами риторике
приписывается совершенно не одинаковое содержание. В частности, в некоторых учебниках и
хрестоматиях всё (или по крайней мере, большая часть) содержание риторики сводится к опи-
санию средств выражения (тропов, фигур, стилистических средств и т.п.). На неправомерность
такого подхода указывал еще Н.Ф. Кошанский: "Есть люди, кои полагают красноречие в
громких словах и выражениях и думают, что быть красноречивым - значит блистать рито-
рическими украшениями, и чем высокопарнее, тем, кажется им, красноречивее. Они
мало заботятся о мыслях и их расположении и хотят действовать на разум, волю и страсти
тропами и фигурами. Они ошибаются. Это называется декламация. Она не за-
служивает имени красноречия, ибо холодна для слушателей и тягостна для самого декла-
3 ВВЕДЕНИЕ §1. Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь - это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сфе- ры, каждого активного гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности по- строить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей. А ведь именно это является предметом рито- рики - дисциплины, которая со времен античности служила целям воспитания всесторонне раз- витой, общественно активной и гуманистически образованной личности, способствовала фор- мированию активных коммуникативных умений и навыков. Правильное решение этой задачи является важнейшим залогом улучшения ситуации в стране, поскольку способность к ведению коммуникации - вопрос жизни и смерти для нашего общества. Большинство насильственных действий, начиная с разгрома ларьков и кончая гражданскими войнами - это, как правило, пе- чальный итог нежелания и неумения вести грамотный диалог. Нельзя забывать и еще об одной стороне риторической подготовки - воспитании не только хорошего оратора, но и сознательного слушателя. Не секрет, что в настоящее время неумение и нежелание слушать и анализировать речь другого подчас приводит к трагическому непонима- нию между участниками общения, напоминая больше разговор слепого с глухим. Это позволяет отдельным политическим и общественным деятелям легко манипулировать общественным соз- нанием. Поэтому важно научиться понимать коммуникативные намерения выступающего, а также видеть те случаи, когда оратор обманывает слушателей, прибегает к нечестным оратор- ским приемам. Следовательно, в нашей стране риторика превращается в общественно- значимую дисциплину, способную помочь людям научиться адекватно ситуации выражать свои мысли, вести грамотный диалог, понимать коммуникативное намерение оратора. В последнее время появилось несколько учебных пособий по риторике, предназначенных для обучения речи на разных уровнях. Однако практически все они включают в основном тео- ретические размышления о свойствах и признаках публичной речи, особенностях восприятия и понимания речи, речевом этикете и стилях речи, структуре массовой коммуникации и т. п. В отличие от них настоящее пособие ставит целью последовательное описание шагов человека, готовящегося произнести ответственную публичную речь, то есть стремится дать развернутую инструкцию для начинающих ораторов. Такой исключительно практической ориентацией и обусловлен отбор и расположение учебного материала. Вместе с тем считаем, что эта ориента- ция не должна сказываться на научном уровне материала, а описание последовательности ша- гов, совершаемых оратором при создании речи, ни в коем случае не должно заменяться произ- вольными и случайно подобранными замечаниями типа "10 (или другое количество) правил (советов) ведения дискуссии (создания эффективной речи)". §2. Знакомство с риторикой, как и с любым другим предметом, следует начать с выяснения того, что является ее предметом, что она должна изучать, чем отличается от других предметов. Вопрос этот не такой простой, поскольку в современной науке разными авторами риторике приписывается совершенно не одинаковое содержание. В частности, в некоторых учебниках и хрестоматиях всё (или по крайней мере, большая часть) содержание риторики сводится к опи- санию средств выражения (тропов, фигур, стилистических средств и т.п.). На неправомерность такого подхода указывал еще Н.Ф. Кошанский: "Есть люди, кои полагают к р а с н о р е ч и е в громких словах и выражениях и думают, что быть красноречивым - значит блистать р и т о - р и ч е с к и м и у к р а ш е н и я м и , и чем высокопарнее, тем, кажется им, красноречивее. Они мало заботятся о мыслях и их расположении и хотят действовать на разум, волю и страсти т р о п а м и и ф и г у р а м и . Они ошибаются. Это называется д е к л а м а ц и я . Она не за- служивает имени красноречия, ибо холодна для слушателей и тягостна для самого д е к л а -