Западная и русская философия второй половины XIX - XX веков. Антипин П.А - 45 стр.

UptoLike

Составители: 

44
организмы умерших. Философ считал, что достижение этого возможно на
основе наук, которые раскроют законы сохранения и трансформации ин-
формации на атомарном и молекулярном уровне. Восстановление души
или сознания философ связывал с восстановлением организма.
Преодоление смерти открывает возможность освоения человеком
космоса и, тем самым, решения глобальных проблем. Поэтому решение
всех основных задач человечества требует познания природы и гармони-
зации его отношений с природой, что позволит полностью управлять
природными процессами на Земле, в солнечной системе и, в перспективе,
во Вселенной.
Несмотря на явный утопизм концепции Федорова, в ней есть обраще-
ние к человечеству как к единой семье, указание на высокое предназначе-
ние Человека, на его духовные качества, на его загадку.
13
Крупнейшими представителями космизма были также К.Э. Циолков-
ский (1857–1935), Н.А. Умов (1846–1915), А.Л. Чижевский (1897–1964),
В.И. Вернадский (1863–1945) и Н.Г. Холодный (1882–1953). Космисты про-
тивопоставили принципу антропогеоцентризма принцип антропокосмиз-
ма, центральным моментом которого было положение о том, что развитие
человека является не только следствием земных условий и причин, но и
результатом динамики и структуры Вселенной. Отсюда выводилось пря-
мое предназначение человека освоение внутреннего и внешнего космоса,
поскольку и «душа» считалась космическим явлением. Для этого человек
должен преодолеть утилитаристские ценности и стать тем, кем он является
по своему происхождению существом космическим, подлинно природ-
ным существом.
Другими важнейшими принципами русского космизма являются:
1) признание существования множественности разумных миров и 2) при-
знание существования «разума космоса», который превосходит в своей
деятельности тот мир, который определяется человеческим познанием
как мир причин и следствий в их бесконечной последовательности. Науч-
ное мировоззрение, считал В.И. Вернадский, не дает картины мира в ее
действительном состоянии, потому что ученый противопоставляет себя
миру, но существует только одна природа благодаря чему человек и
может познавать. Проявление этой природы в человеке определяется в
космизме как «естественный свет разума». Утрата этого «света» и приве-
ла человека к риску экологических катастроф. Чтобы избежать их, чело-
век должен вновь ощутить себя и стать космическим существом, то есть
стать духовным существом с ясным восприятием мира. Он должен под-
чинить конструктивистский и утилитаристский разум духовным импуль-
13
См.: Федоров Н.Ф. Соч. М., 1982.