Составители:
Рубрика:
43
ческий) и этап этики творчества или религиозного преображения мира, ко-
торый, по его мнению, только начинается.
Важнейшим положением этики творчества Бердяева является прин-
цип личности как носителя и творца сверхличных ценностей, при этом са-
ма личность берется как безусловная и высшая ценность, но которая «су-
ществует лишь при существовании ценностей сверхличных».
11
Это означа-
ет то, что существование личности предполагает существование Бога, цен-
ность личности предполагает верховную ценность Бога. Личность стоит
выше государства, нации, человеческого рода, природы. Общество являет-
ся производным от личностей. («Идеальный образ человеческой личности
есть раскрытие образа и подобия Божьего...»
12
).
2.6. Русский космизм
Интересной и перспективной попыткой решения проблемы единства
человека и мира оказался русский космизм.
Первым оригинальным учением этого направления является «Филосо-
фия общего дела» Николая Федоровича Федорова (1829–1903). В ней была
сделана попытка объединить христианскую эсхатологию (учение о конце
истории), натурфилософию и веру в безграничные возможности науки с
позиции космического измерения человеческой жизни.
Основой его мировоззрения было по-своему переосмысленное христи-
анство.
Спасение он понимал не как цель отдельного человека, а как достой-
ную цель всего человечества. Поэтому он определяет Бога как всеблагого и
любящего, который желает восстановления мира в бессмертное состояние,
возвращения всех без исключения в рай, созданный усилиями самих лю-
дей, осознавших необходимость сделаться орудиями его воли.
Исходный принцип философии Федорова – утверждение единства че-
ловека и космоса. Отталкиваясь от этой идеи, философ утвеждал, что чело-
век может и должен организовать космос и свою жизнь в нем на основе
познания и нравственного отношения ко всем явлениям реальности. Самой
фундаментальной проблемой человечества он считал необходимость пре-
одоления смерти, что открывает, по его мнению, возможность «спасения
безграничной Вселенной». Преодоление смерти связывалось у Федорова с
необходимостью воскрешения всех живших когда-либо людей на земле.
Это и должно стать «общим делом», в котором большое место отводилось
науке, поскольку центральной задачей при этом оказывалась необходи-
мость выявления и собирания всех атомов и молекул, входивших некогда в
11
Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Мир философии: Книга для чтения:
В 2 ч. Ч. 2. М., 1992. С. 217.
12
Там же. С. 260
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- …
- следующая ›
- последняя »