Проблемы современной этики. Апресян Р.Г. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

11
и частного интереса, универсальности и
партикулярности. Долг и идеал. Нравственные обязанности человека по
отношению к другим людям и по отношению к самому себе.
3. Проблема всеобщности (универсальности) моральных требований.
Беспристрастность, нелицеприятность, надситуативность моральных решений.
Универсализуемость моральных суждений и решений. Критика Гегелем
универсалистского подхода к моральным требованиям. Абсолютное и
относительное в морали.
3. Совесть и идеал. Совесть и стыд. Различные представления о природе совести.
Совесть как (а) обобщенный и интериоризированный голос значимых других
или культуры, стыд перед интериоризованными-другими; (б) внутренний голос
своего-другого в человеке, чувство несогласия человека с самим собой, его
самосознание; (в) голос ("зов") трансцендентного. Негативная и позитивная
трактовки
совести. "Чистая совесть". "Свобода совести".
Литература
К вопросу I:
Дробницкий О.Г. Понятие морали. С. 214-247, 254-276, 297-306, 313-"Р9' Так же по
изданию: Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избранные труды. С. 199-228,
234-279, 286-299.
Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч. в 6 т. Т.4 (1). \1.:
Мысль, 1965. С. 229-309 (или по изд. Основоположения метафизики нравственности
// Кант И. Соч. Т
. III. М.: Московский философский фонд, 1997. С. 59-273).
К вопросу 2:
Гусейнов А.А. Долг // Этика: Энциклопедический словарь.
К вопросу 3:
Апресян Р.Г. Всеобщность // Этика: Энциклопедический словарь.
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер с нем. под
ред. Д.В.Скляднева. СПб.: Наука, 2000. С. 90-107.
К вопросу 4:
Апресян Р.Г. Совесть // Этика: Энциклопедический словарь.
Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Указ. изд. С.
149-155.
Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. С. 95-99.
Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. С. 113-135.
Ницше Ф. К генеалогии морали // Указ. изд. С. 438-445, 449-453, 460-470.
Дополнительная литература
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г.
Этика. С. 253-265.
Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. М.: Наследие, 1996.
Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания (Ч. I.
Гл. 2. § 2. Феномен совести: краткий обзор основных типов морального
целеполагания в античности). М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1999.
Судаков А.К. Абсолютная нравственность: Этика автономии и безусловный
закон.
М.: Эдиториал УРСС, 1998.
Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М.: Традиция,
1997. С. 11-44, 56-110, 189-211.
Тема 4. Моральные ценности. Добро и зло. (2ч.)+4ч.на СРС
1. Понятие ценности. Положительные и отрицательные, абсолютные и
относительные, объективные и субъективные ценности. Ценность и оценка.
Содержательно-предметное разнообразие ценностей.
                                        11
       и        частного           интереса,       универсальности                и
       партикулярности. Долг и идеал. Нравственные обязанности человека по
       отношению к другим людям и по отношению к самому себе.
       3. Проблема всеобщности (универсальности) моральных требований.
       Беспристрастность, нелицеприятность, надситуативность моральных решений.
       Универсализуемость моральных суждений и решений. Критика Гегелем
       универсалистского подхода к моральным требованиям. Абсолютное и
       относительное в морали.
   3. Совесть и идеал. Совесть и стыд. Различные представления о природе совести.
       Совесть как (а) обобщенный и интериоризированный голос значимых других
       или культуры, стыд перед интериоризованными-другими; (б) внутренний голос
       своего-другого в человеке, чувство несогласия человека с самим собой, его
       самосознание; (в) голос ("зов") трансцендентного. Негативная и позитивная
       трактовки совести. "Чистая совесть". "Свобода совести".
   Литература
   К вопросу I:
   Дробницкий О.Г. Понятие морали. С. 214-247, 254-276, 297-306, 313-"Р9' Так же по
   изданию: Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избранные труды. С. 199-228,
   234-279, 286-299.
   Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч. в 6 т. Т.4 (1). \1.:
   Мысль, 1965. С. 229-309 (или по изд. Основоположения метафизики нравственности
   // Кант И. Соч. Т. III. М.: Московский философский фонд, 1997. С. 59-273).
   К вопросу 2:
   Гусейнов А.А. Долг // Этика: Энциклопедический словарь.
   К вопросу 3:
   Апресян Р.Г. Всеобщность // Этика: Энциклопедический словарь.
   Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер с нем. под
   ред. Д.В.Скляднева. СПб.: Наука, 2000. С. 90-107.
   К вопросу 4:
   Апресян Р.Г. Совесть // Этика: Энциклопедический словарь.
   Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Указ. изд. С.
   149-155.
   Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. С. 95-99.
   Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. С. 113-135.
   Ницше Ф. К генеалогии морали // Указ. изд. С. 438-445, 449-453, 460-470.
   Дополнительная литература
   Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. С. 253-265.
   Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. М.: Наследие, 1996.
   Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания (Ч. I.
   Гл. 2. § 2. Феномен совести: краткий обзор основных типов морального
   целеполагания в античности). М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1999.
   Судаков А.К. Абсолютная нравственность: Этика автономии и безусловный закон.
   М.: Эдиториал УРСС, 1998.
   Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М.: Традиция,
   1997. С. 11-44, 56-110, 189-211.

Тема 4. Моральные ценности. Добро и зло. (2ч.)+4ч.на СРС
   1. Понятие ценности. Положительные и отрицательные, абсолютные и
      относительные, объективные и субъективные ценности. Ценность и оценка.
      Содержательно-предметное разнообразие ценностей.