Проблемы современной этики. Апресян Р.Г. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
2. Добро и зло - понятия, выражающие морально
положительное и отрицательное значение явлений. Историческая
дифференциация ценностного сознания и формирование моральных понятий о
добре и зле. Источники, критерии, нормативно-ценностная определенность
добра и зла. Разнообразие содержательно-ценностных истолкований добра и зла
в истории мысли. Собственно моральное понятие добра как: а) особого рода
ценности
, "возвышающейся" над природными или стихийными событиями и
явлениями; б) поступка не просто свободного, но сознательно соотнесенного с
высшими ценностями, в конечном счете с идеалом. Добро и долг.
3. Идея непреодолимой связности добра и зла; ее различные выражения в истории
философии: 1) добро и зло как однопорядковые начала мира, находящиеся в
постоянном
единоборстве (манихейство). 2) божественное Добро (Благо), или
абсолютное Бытие, или Бог является действительным абсолютным мировым
началом, а зло - результат ошибочных или порочных решений человека,
свободного в своем выборе; добро, будучи относительным в
противопоставленности злу, абсолютно в исполненности совершенства; зло -
всегда относительно (Августин). 3) противоположность добра и зла
опосредствована чем-то иным - Богом (
Л.А.Шестов), "высшей ценностью"
(Н.А.Бердяев) - в чем и заключено абсолютное начало морали.
Литература
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. С. 241-252.
К вопросу 1:
Гильдебранд Д. фон. Этика. С. 213-349.
Шохин В.К. Аксиология // Этика: Энциклопедический словарь; он же. Ценности //
Там же.
К вопросу 2:
Апресян Р.Г. Добро //
Этика: Энциклопедический словарь.
Скрипник А.Л. Зло // Этика: Энциклопедический словарь.
К вопросу 3:
Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Указ. изд. С.
33-37, 85-87, 100-106, 121-130.
Бубер М. Образы добра и зла // Бубер М. Два образа веры. М: АСТ, 1999. С. 162-
201.
Кант И. Религия в пределах только разума (Ч. 1-11) // Кант И. Трактаты и
письма.
М.: Наука, С. 89-160.
Лосский И.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. С. 286-307, 344-361.
Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988.
С. 543-548.
Фромм Э. Человек для самого себя (II, 2) // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.:
Республика, 1993. С. 27.
Дополнительная литература
Гильдебранд Д. фон. Этика. С. 482-496; 497-500.
Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. М.: Наследие, 1996.
Скрипник А.П. Моральное зло. М.: Политиздат, 1992.
Тема 5. Свобода и ответственность (2 ч.)+4ч. на СРС
1. Свобода действия. Свобода и необходимость. Необходимость "внешняя" и
"внутренняя". Основные характеристики преднамеренного действия, по Аристотелю.
Августин о мере человеческой свободы. Свобода и спасение
. Свобода воли (хотения).
Трансцендентность свободы. Проблема негативной и позитивной свободы. И.О.
                                         12
   2. Добро      и    зло     -    понятия,        выражающие               морально
       положительное      и     отрицательное   значение    явлений.    Историческая
       дифференциация ценностного сознания и формирование моральных понятий о
       добре и зле. Источники, критерии, нормативно-ценностная определенность
       добра и зла. Разнообразие содержательно-ценностных истолкований добра и зла
       в истории мысли. Собственно моральное понятие добра как: а) особого рода
       ценности, "возвышающейся" над природными или стихийными событиями и
       явлениями; б) поступка не просто свободного, но сознательно соотнесенного с
       высшими ценностями, в конечном счете с идеалом. Добро и долг.
   3. Идея непреодолимой связности добра и зла; ее различные выражения в истории
       философии: 1) добро и зло как однопорядковые начала мира, находящиеся в
       постоянном единоборстве (манихейство). 2) божественное Добро (Благо), или
       абсолютное Бытие, или Бог является действительным абсолютным мировым
       началом, а зло - результат ошибочных или порочных решений человека,
       свободного     в    своем    выборе;   добро,   будучи     относительным     в
       противопоставленности злу, абсолютно в исполненности совершенства; зло -
       всегда относительно (Августин). 3) противоположность добра и зла
       опосредствована чем-то иным - Богом (Л.А.Шестов), "высшей ценностью"
       (Н.А.Бердяев) - в чем и заключено абсолютное начало морали.
   Литература
   Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. С. 241-252.
   К вопросу 1:
   Гильдебранд Д. фон. Этика. С. 213-349.
   Шохин В.К. Аксиология // Этика: Энциклопедический словарь; он же. Ценности //
   Там же.
   К вопросу 2:
   Апресян Р.Г. Добро // Этика: Энциклопедический словарь.
   Скрипник А.Л. Зло // Этика: Энциклопедический словарь.
   К вопросу 3:
   Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Указ. изд. С.
   33-37, 85-87, 100-106, 121-130.
   Бубер М. Образы добра и зла // Бубер М. Два образа веры. М: АСТ, 1999. С. 162-
   201.
   Кант И. Религия в пределах только разума (Ч. 1-11) // Кант И. Трактаты и письма.
   М.: Наука, С. 89-160.
   Лосский И.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. С. 286-307, 344-361.
   Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988.
   С. 543-548.
   Фромм Э. Человек для самого себя (II, 2) // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.:
   Республика, 1993. С. 27.
   Дополнительная литература
   Гильдебранд Д. фон. Этика. С. 482-496; 497-500.
   Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. М.: Наследие, 1996.
   Скрипник А.П. Моральное зло. М.: Политиздат, 1992.

Тема 5. Свобода и ответственность (2 ч.)+4ч. на СРС
1. Свобода действия. Свобода и необходимость. Необходимость "внешняя" и
"внутренняя". Основные характеристики преднамеренного действия, по Аристотелю.
Августин о мере человеческой свободы. Свобода и спасение. Свобода воли (хотения).
Трансцендентность свободы. Проблема негативной и позитивной свободы. И.О.