Историческая грамматика русского языка. Часть II. Авдеева М.Т - 35 стр.

UptoLike

Рубрика: 

35
45 птиць ; подобiю влъци грозу въсрожатъ , по яругамъ; орли
клектомъ на кости звh ри зовутъ , лисици брешутъ на чръленыя щиты . О
руская земле! уже за Шеломянемъ еси . Длъго . Ночь мркнетъ , заря свh тъ
запала, мъгла поля покрыла, щекотъ славi й успе, говоръ галичь убу-
ди. Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себ h
50 чти, а Князю славы .
Духовная грамота московского князя
Ивана Даниловича Калиты 1327-1328 г.
В XIII-XIV вв. после татаро - монгольского нашествия, обескровившего
Киевскую Русь, политическим , экономическим и культурным центром Руси
стало великое Владимирское княжество , а позднее Москва , которую Александр
Невский завещал своему младшему сыну Даниилу. При нем она была столицей
самого захудалого и незавидного на Руси княжества. Однако потомки Алексан -
дра Невского (Юрий Долгорукий и Иван Калита) вели дальновидную и целе-
устремленную политику, укрепляя свою власть и объединяя русские земли во -
круг Москвы .
Став правителем «надо всею Русью», Иван Данилович старательно расши-
рял свои земельные владения, прикупая и захватывая их силой. В Орде вел себя
смиренно и льстиво , не скупясь на подарки. После него ярлык на владимирское
княжение получали почти все московские правители.
Согласно легенде, князя прозвали «калитой», потому что он всюду ходил с
кошелем (по др.-рус. «калита» ) на поясе, оделяя нищих и убогих.
Духовная грамота Ивана Калиты одна из первых московских грамот. Па-
мятник отличает правильное употребление h, отражение оканья, что свидетель-
ствует о северной природе московского говора, и другие диалектные москов-
ские особенности.
                                          35
45   птиць;      по до бiю   влъци   гро зу въсро ж атъ,   по      яругам ъ;   о рли
     клекто м ъ на ко сти звhри зо вутъ, лисици бреш утъ на ч рълены я щ иты .    О
     руская зем ле! уж еза Ш ело м янем ъ еси. Д лъго . Н о ч ь м ркнетъ, заря свhтъ
     запала, м ъгла по ля по кры ла, щ еко тъ славiй успе, го во ръ галич ь убу-
     ди. Русич и великаяпо ляч рьлены м и щ иты прего ро диш а, ищ уч и себh
50 ч ти, аК нязю славы .



                    Духовна я гра м ота м ос к овс к ого к ня зя
                  И ва на Да ни л ови ч а К а л и ты 1327-1328 г.

      В XIII-XIV вв. по сле татаро -м о нго льско го наш ествия, о бескро вивш его
К иевскую Русь, по литич еским , эко но м ич еским и культурны м центро м Руси
стало велико еВ ладим ирско екняж ество , апо зднееМ о сква, ко то рую А лександр
Н евский завещ ал сво ем у м ладш ем у сы ну Д аниилу. При нем о набы ласто лицей
сам о го захудало го и незавидно го наРуси княж ества. О днако по то м ки А лексан-
дра Н евско го (Ю рий Д о лго рукий и И ван К алита) вели дально видную и целе-
устрем ленную по литику, укрепляя сво ю власть и о бъединяя русскиезем ли во -
кругМ о сквы .


     Став правителем «надо всею Русью », И ван Д анило вич старательно расш и-
рял сво и зем ельны евладения, прикупаяи захваты ваяих сило й. В О рдевел себя
см иренно и льстиво , нескупясь напо дарки. По сленего ярлы к навладим ирско е
княж ениепо луч али по ч ти всем о ско вскиеправители.
     Со гласно легенде, князяпро звали «калито й», по то м у ч то о н всю ду хо дил с
ко ш елем (по др.-рус. «калита») напо ясе, о деляянищ их и убо гих.
     Д ухо внаяграм о таИ ванаК алиты – о днаиз первы х м о ско вских грам о т. Па-
м ятник о тлич ает правильно еупо треблениеh, о траж ениео канья, ч то свидетель-
ствует о северно й приро дем о ско вско го го во ра, и другиедиалектны ем о ско в-
скиео со бенно сти.