Составители:
Рубрика:
20 21
Тема 6. СОЦИОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. Этнические общности: понятие и сущность. Теория этногенеза
Л. Н. Гумилева и взгляды на нацию П. А. Сорокина.
2. Национальные отношения и национальная политика на современ-
ном этапе.
Одной из наиболее устойчивых форм социальных общностей являют-
ся этнические общности (этносы). Рассматривая первый вопрос темы, необ-
ходимо ознакомиться с данным
понятием. Как научная категория этнос (греч.
йthnos – племя, народ) – племя, народность, нация – исторически возникший
вид устойчивой социальной общности, используется в научном лексиконе
со второй половины XIX в. Все названные типы этнической общности и со-
циальной организации явились продуктом длительного развития. Формиро-
вание племени происходило на основе кровнородственной связи между его
членами, общей территории
и хозяйственной жизни. В процессе эволюции
племя могло сменить территорию обитания, но при этом сохраняло такие
системные свойства этноса, как язык, самосознание и самоназвание, обычаи
и культы, самоуправление. Образование союзов племен, переселения и заво-
евания вели к возникновению более крупных общностей – народностей.
Народность – это сложившаяся языковая, территориальная, экономи-
ческая и культурная общность
людей, тип этноса, следующего за племенем
и предшествующего нации. Она характерна, как и племя, в первую очередь
для традиционного общества. Народности возникают в различные истори-
ческие эпохи (вплоть до сегодняшнего дня) и могут сливаться с более круп-
ными и развитыми народностями и нациями.
Нация (от лат. natio – племя, народ) складывается в процессе
перехода
к индустриальному обществу, формируется из различных племен и народно-
стей на основе общей территории, экономических связей, литературного
языка, особенностей культуры и характера. Нация – закономерная и прогрес-
сивная форма общественного развития, крупное социальное образование, со-
временный тип этноса. Необходимо отметить, что проблема соотношения
народности и нации является в современной науке дискуссионной.
Л.
Н. Гумилев считал этнос результатом исторического и географичес-
кого развития – этногенеза. Этногенез, по Гумилеву, имеет четыре фазы:
возникновение, подъем, упадок и умирание этноса. Источник этногенеза –
пассионарность. Пассионарность – способность и стремление пассионариев
(наиболее талантливых и энергичных людей) к изменению этнического
окружения, привычной обстановки, достижению целей. К пассионариям
Гумилев относил таких личностей, как Александр
Македонский, Сулла,
Ян Гус, Наполеон, Жанна д
Арк. Напротив, к субпассионариям Гумилев от-
носил бродяг, бездельников, преступников. Для них характерна безответствен-
ность и импульсивность. Именно эта категория людей погубила Римскую им-
перию. Срок существования этноса определяется не более 1,5 тыс. лет. Уве -
личение числа субпассионариев ведет к гибели этнической группы. Гумилев
считал, что почти все известные этносы сгруппированы в «
культуры»: рома-
но-германскую, мусульманскую, византийскую, средневековую. Смена куль-
тур означает смену участвовавших в их образовании этносов. По Гумилеву
критерием отличия суперэтносов служит стереотип поведения.
Выяснив суть основополагающих понятий, следует учесть, что возник-
новение наций как неизбежной формы развития этнических общностей, их
консолидации на основе общности территории, языка, экономических свя-
зей, психического
склада и культуры в условиях начавшейся эпохи индуст-
риального развития породило и национальный вопрос. Национальный воп-
рос отражает огромный и сложный комплекс проблем взаимоотношения эт-
носов, различающихся по интересам, ценностям, образу жизни, традициям
и т. д. На каждом этапе развития общества национальный вопрос имеет кон-
кретное социально-экономическое и политическое содержание
, поэтому, ис-
пользуя рекомендованную к семинару литературу, важно выяснить своеобра-
зие многонациональных государств:
в чем суть понятия «национальный вопрос»;
каковы формы и методы его разрешения в полиэтнических обще-
ствах;
как проявляются национальные проблемы в различных странах;
что характерно для проводимой в большинстве стран современного
мира политики этнического возрождения.
В связи с национальным вопросом следует отметить взгляды П. А. Со-
рокина. Сорокин являлся сторонником федерации государств и интеграль-
ной организации всей Европы на почве равенства прав всех входящих в нее
личностей и
народов, полного правового равенства индивида. Таким обра-
зом, он предвосхитил последующие процессы европейской интеграции, по-
строение гражданского общества и правового государства.
Изучая второй вопрос темы, необходимо сконцентрировать внимание
на том, почему проблемы национальной политики, национальных отноше-
ний приобрели подлинно глобальные черты, стали особенно актуальными на
современном этапе. При этом следует показать
роль научно-технической ре-
волюции, а также степень влияния процессов экономической интеграции
и развития хозяйственных связей на усиление тенденций к нивелировке ма-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »