Составители:
Рубрика:
24 25
ми в сфере территориальных, военно-политических, экономических и иных
отношений. Поэтому для разработки и реализации подлинно демократичес-
кой национальной политики, достижения национального примирения необ-
ходимо решить, в первую очередь, вопросы четкого разграничения компе-
тенции и полномочий как центра, так и всех субъектов федерации, обеспече-
ния правового равенства всех этносов, их права
на существование, нацио-
нальную самобытность, распоряжение ресурсами, доступ к информации и т. п.
Только таким образом, посредством проведения конструктивной и эф-
фективной общенациональной политики, возможно создать условия для до-
стижения национального согласия в вопросах укрепления внутригосудар-
ственных связей, обеспечения устойчивости и стабильности во всех аспек-
тах межнациональных отношений.
Темы докладов
1. Политика
этнического возрождения и ее реализация в полиэтничес-
ких обществах.
2. Национализм и сепаратизм в современном мире.
3. Межнациональные отношения в Российской Федерации на современ-
ном этапе.
Рекомендуемая литература
1. Гидденс, Э. Социология: пер. с англ. / Э. Гидденс. – М., 1999. – С. 233–265.
2. Кравченко, С. А. Социология: парадигмы через призму социологического
воображения: учебник / С. А. Кравченко. – М., 2007. – С. 359–371.
3. Лапин, Н. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. – М.,
2006. – С. 133–146.
4. Малахов, В. С. Национализм как политическая идеология:
учеб. пособие /
В. С. Малахов. – М., 2005. – С. 216–250.
5. Нации и этносы в современном мире: словарь-справочник / отв. ред.
М. Н. Росенко. – СПб., 2007.
6. Общая социология: хрестоматия / сост. А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин. – М.,
2006. – С. 363–368.
7. Рысь, Ю. И. Социология: учебник. 2-е изд. / Ю. И. Рысь, В. Е. Степанов. – М.,
2005. – С
. 441–456.
8. Соколов, С. В. Социология: учеб. пособие / С. В. Соколов. – М., 2008. – С. 348–353.
9. Тощенко, Ж. Т. Социология: учебник / Ж. Т. Тоще нко. – М., 2005. – С. 237–240.
Тема 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА
1. Социальный институт: понятие и функции.
2. Институты семьи и брака.
3. Образование как социальный институт.
При рассмотрении первого вопроса необходимо отметить, что в социо-
логии нет единодушия в определении понятия социального института. Так,
например, П. А. Сорокин понимал социальный институт как средство соци-
ального действия, М. Вебер – как
упорядоченное сообщество, Н. Смелзер –
как систему статусов и ролей. Однако при всем многообразии определений
можно выделить то общее, что характерно для социального института. Учи-
тывая, что под институтами подразумевается определенная структура орга-
низации совместной деятельности людей, можно отметить, что социальный
институт – это форма закрепления и способ осуществления специализиро-
ванной деятельности, обеспечивающей
стабильное функционирование об-
щественных отношений.
Представители классической социологии (Э. Дюркгейм, М. Вебер,
П. А. Сорокин) и особенно социологи американской школы пытались в той
или иной степени объяснить и систематизировать способы организации жиз-
недеятельности людей в различных сферах – хозяйственной, политической,
культурной, семейной и т. п. Можно выделить следующие структуры соци-
ального взаимодействия
людей: институты семьи и брака, экономические
и политические институты, институты культуры, религии, науки и образова-
ния. Подобная классификация социальных институтов не является единствен-
ной и исчерпывающей, но она включает так называемые «главные институ-
ты», регулирующие основные сферы общественной жизни и имеющиеся во
всех типах цивилизации.
Для понимания деятельности социальных институтов необходимо уяс
-
нить процесс институционализации, т. е. процесс образования социальных
институтов. Институционализация – это замена спонтанного и стихийного
поведения на предсказуемое, моделируемое и регулируемое.
Процесс образования социальных институтов состоит из нескольких
последовательных этапов. Вначале социальный институт возникает в виде
элементов регламентации, контроля, упорядочения взаимоотношений меж-
ду людьми. Наиболее ярко процесс институционализации прослеживается
на примере семьи, государства
. Финалом процесса можно считать создание
в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры,
одобренной большинством участников социальной группы.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »