Социология: Планы семинарских занятий и методические рекомендации. Бабаева Н.П - 17 стр.

UptoLike

Рубрика: 

32 33
ством и различными социальными группами норм, ценностей, установок
и представлений у человека складывается система внутренних регуляторов
поведения в обществе. Помимо общесоциальных черт, индивид приобретает
также в процессе социализации черты, присущие условиям жизни конкрет-
ных социальных общностей, членом которых он является или к которым хо-
тел бы принадлежать. Эти социальные общности (например, классы,
про-
фессиональные группы, этносы и др.) в значительной степени определяют
социальный, культурный и политический облик личности, задают стереоти-
пы ее поведения.
Таким образом, личность является, безусловно, продуктом обществен-
ных отношений. Но при этом необходимо иметь в виду, что социализация
включает не только целенаправленное воздействие на личность (воспитание),
но и стихийные, спонтанные процессы
, влияющие на ее формирование.
Человек не является пассивным объектом, слепо копирующим заданные мо-
дели и стереотипы поведения. Он не только приспосабливается к окружаю-
щей его социальной среде и усваивает господствующие в обществе нормы
и ценности, но и сам создает новые условия существования и развития обще-
ства, т. е. становится субъектом социальных
отношений.
Приступая к рассмотрению второго вопроса, следует иметь в виду, что
одной из наиболее распространенных в социологии и важных для выяснения
роли и места личности в обществе является статусно-ролевая концепция лич-
ности. Социальный статус как позиция, представляющая систему прав, обя-
занностей, властных полномочий и т. п., проявляется как во внешнем
облике
и поведении, так и во внутренней позиции, в установках и ценностных ори-
ентациях личности. Классифицируя социальные статусы (ибо каждый чело-
век выступает носителем многих статусов одновременно), социологи акцен-
тировали внимание на предписанных и приобретенных статусах, естествен-
ных и профессионально-должностных, в связи с которыми человек строил
свое поведение. Эта модель поведения
, ориентированная на определенный
статус, и называлась социальной ролью. Т. Парсонс, систематизируя соци-
альные роли, выделил пять основных характеристик, присущих любой роли:
эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация и мотивация.
Ее содержание, обусловленное совокупностью требований, предъявляемых
индивиду, позволяет рассматривать социальную роль как совокупность дей-
ствий, выполняемых человеком, занимающим определенный статус в соци-
альной
системе общества. Совокупность этих действий или ролей, вытекаю-
щих из данного статуса, называется ролевым набором.
Следует учесть, что любая социальная роль выступает в двух аспектах:
ролевого ожидания и ролевого исполнения. Рассогласования между ними
порождают противоречия и конфликты. Поэтому общество в целях поддер-
жания и сохранения своей целостности и стабильности использует многооб-
разные средства и методы (от общественного мнения до действий правоох-
ранительных органов), реализуемых в системе социального контроля и соци-
альных санкций. Выясняя суть статусно-ролевой концепции, можно сделать
вывод о том, что процесс формирования личностиэто процесс ее вживания
в различные социальные роли, процесс ее становления как субъекта соци-
альных отношений.
Рассмотрение
третьего вопроса семинара связано с проблемой взаи-
моотношений личности и социума. Исторически развитие общества идет
в направлении оптимизации отношений как между людьми, так и между ин-
дивидом и обществом. Однако и сегодня вряд ли можно говорить о гармо-
нии. Личность как субъект социальных отношений характеризуется автоном-
ностью, определенной независимостью от общества
, способностью проти-
вопоставить себя ему. Общество в целом или конкретная социальная группа
заинтересованы, в свою очередь, в том, чтобы личность своими действиями
не наносила им ущерба, а потому стремятся поддерживать определенный по-
рядок. Средством поддержания социального порядка является социальный
контроль, понимаемый как совокупность средств и методов, при помощи ко-
торых общество (социальная
группа) гарантирует необходимое ему поведе-
ние по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям. Конформность (ус-
воение индивидом определенных групповых норм, привычек и ценностей)
является необходимым аспектом социализации личности и предпосылкой нор-
мального функционирования любой социальной системы. Если индивид не
желает следовать существующим нормам и правилам, то в зависимости от
степени ущерба,
наносимого обществу (социальной группе), он может под-
вергнуться санкциям формального или неформального характера. Тип соци-
ального поведения, не соответствующий принятым нормам и правилам, на-
зывается отклоняющимся поведением.
Социология выделяет два варианта отклоняющегося поведения: откло-
нения первичного и вторичного порядков. Первичным отклонением называ-
ется такое поведение личности, которое характеризуется незначительными
или мелкими
нарушениями соответствующих культурных норм, принятых
в обществе (например, грубость, сквернословие, эпатаж и т. п.). Второй ва-
риант отклоняющегося поведения социология определяет как девиантное.
К его основным формам относятся различного рода правонарушения, в пер-
вую очередь, разумеется, преступления. К девиантному поведению можно
отнести также пьянство, наркоманию, проституцию и т. д. Девиантное пове-
дение
свидетельствует о наличии конфликта между личностью и обществом.
Девиантное поведение выступает чаще всего в виде стремления решать свои
проблемы за счет других членов общества (например, воровство, коррупция