Методические рекомендации для поступающих в Калининградский государственный университет. Бабенко Н.Г - 8 стр.

UptoLike

8
Первоначальное название рассказаНе стоит село без праведника было
изменено А. Солженицыным по просьбе А. Твардовского, возглавлявшего в те
годы редакцию литературного журналаНовый мир”. Причем появление
названияМатренин двор было обусловлено не воинствующим атеизмом
советской эпохи, а принципиальными творческими соображениями: название
абстрактно-философское было сужено до обозначения судьбы
конкретного
человека, женщины, крестьянки Матрены; пространство эпическое сужено до
пространства человеческой души. Очень важным является в названии рассказа
словодвор”. Почему неМатренин дом”? Потому что именно двороснова
крестьянского бытия. Дом как бы изолирует человека, замыкает его, отчуждает
от мира, а двороткрытое, незамкнутое пространство, где жизнь на виду,
где
устанавливаются связи со всем крестьянским миром. Безотказная Матрена в
этом плане общественный человек: дверь ее дома не закрывается, ее
приглашают вспахать на себе огород, она берет на постой совершено
незнакомого человека, хотя уже больна и практически нетрудоспособна.
НазваниеМатренин дворзвучит горько. Ведь все, что осталось от богатого,
зажиточного,
многолюдного двора, — дом, который растаскивает по частям
родня, фикусы, колченогая кошка, грязно-белая коза, тараканы в запечье да
мыши под обоями. Главное в рассказетрагедия разрушения крестьянского
мира, уклада, образа жизни в ходе бесчисленных социально-политических
экспериментов.
Солженицын склонен к проповеднической интонации. “Жить не по лжи”. “Не
стоит село без
праведника”.Одно слово правды весь мир перетянет. В
этих мыслях при их нарочитой назидательности есть свой смысл и своя
художественная правда. Жить не по лжизаведомо не исполнимый образ
жизни, Матреназаведомо не достижимый идеал, но Солженицын не только
рисует трагедию разрушения морали, в том и числе и христианских
ценностей,
но и оставляет людям надежду на возможность если не достижения идеала, то
хотя бы приближения к нему. Это в полной мере осознает автор-герой рассказа,
но так и не поняли односельчане Матрены, которые относились к ней
потребительски, плакали фальшивыми слезами на ее похоронах, а потом
растащили все ее нищее имущество
/ козу увели со двора, вытащили 200 рублей,
зашитых в подкладку пальто, при ее жизни уже почти разломали на части дом/.
Матрена - праведница не только потому, что добра, неприхотлива, смиренна, но
главным образом потому, что она выше материальных интересов. Матрена,
которая не гналась за обзаводом, не умела одеваться культурно, за что муж
не
любил ее и завел себе в городесударушку”, не выкармливала глупого, жадного
поросенка, который ничего не знает, кроме еды, спасала от пожара фикусы, а не
избу, глупая, работала на людей бесплатно, органично вписывается в
солженицынскую концепцию человека. Согласно авторской концепции, смысл
человеческой жизни – “не земное счастье, но несение постоянного трудного
долга покинуть жизнь существом более высокого уровня, чем начинал ее”. При
этом писатель убежден, что земные заботыэто низменные и суетные заботы,
не более чемзахлеб повседневностью”. Антитезой злу, которое гнездится в
  Первоначальное название рассказа “Не стоит село без праведника” было
изменено А. Солженицыным по просьбе А. Твардовского, возглавлявшего в те
годы редакцию литературного журнала “Новый мир”. Причем появление
названия “Матренин двор” было обусловлено не воинствующим атеизмом
советской эпохи, а принципиальными творческими соображениями: название
абстрактно-философское было сужено до обозначения судьбы конкретного
человека, женщины, крестьянки Матрены; пространство эпическое сужено до
пространства человеческой души. Очень важным является в названии рассказа
слово “двор”. Почему не “Матренин дом”? Потому что именно двор — основа
крестьянского бытия. Дом как бы изолирует человека, замыкает его, отчуждает
от мира, а двор — открытое, незамкнутое пространство, где жизнь на виду, где
устанавливаются связи со всем крестьянским миром. Безотказная Матрена в
этом плане     общественный человек: дверь ее дома не закрывается, ее
приглашают вспахать на себе огород, она берет на постой совершено
незнакомого человека, хотя уже больна и практически нетрудоспособна.
  Название ”Матренин двор” звучит горько. Ведь все, что осталось от богатого,
зажиточного, многолюдного двора, — дом, который растаскивает по частям
родня, фикусы, колченогая кошка, грязно-белая коза, тараканы в запечье да
мыши под обоями. Главное в рассказе—трагедия разрушения крестьянского
мира, уклада, образа жизни в ходе бесчисленных социально-политических
экспериментов.
 Солженицын склонен к проповеднической интонации. “Жить не по лжи”. “Не
стоит село без праведника”. “Одно слово правды весь мир перетянет”. В
этих мыслях при их нарочитой назидательности есть свой смысл и своя
художественная правда. Жить не по лжи — заведомо не исполнимый образ
жизни, Матрена — заведомо не достижимый идеал, но Солженицын не только
рисует трагедию разрушения морали, в том и числе и христианских ценностей,
но и оставляет людям надежду на возможность если не достижения идеала, то
хотя бы приближения к нему. Это в полной мере осознает автор-герой рассказа,
но так и не поняли односельчане Матрены, которые относились к ней
потребительски, плакали фальшивыми слезами на ее похоронах, а потом
растащили все ее нищее имущество / козу увели со двора, вытащили 200 рублей,
зашитых в подкладку пальто, при ее жизни уже почти разломали на части дом/.
Матрена - праведница не только потому, что добра, неприхотлива, смиренна, но
главным образом потому, что она выше материальных интересов. Матрена,
которая не гналась за обзаводом, не умела одеваться культурно, за что муж не
любил ее и завел себе в городе ”сударушку”, не выкармливала глупого, жадного
поросенка, который ничего не знает, кроме еды, спасала от пожара фикусы, а не
избу,   глупая, работала на людей бесплатно, органично вписывается в
солженицынскую концепцию человека. Согласно авторской концепции, смысл
человеческой жизни – “не земное счастье, но несение постоянного трудного
долга покинуть жизнь существом более высокого уровня, чем начинал ее”. При
этом писатель убежден, что земные заботы— это низменные и суетные заботы,
не более чем ”захлеб повседневностью”. Антитезой злу, которое гнездится в

8