Составители:
Рубрика:
ВВЕДЕНИЕ
Есть у Иосифа Бродского строки:
Тихотворение мое, мое немое,
однако, тяглое - на страх поводьям,
куда пожалуемся на ярмо и
кому поведаем, как жизнь проводим?
Первое слово строфы - тихотворение - слово-незнакомец, мы не
можем узнать, вспомнить это слово, навести о нем справки - его нет
ни в одном толковом словаре русского языка. Это слово уникально,
оно живет только в приведенном тексте, но и текст невозможен без
него. У этого слова есть “отец-создатель” - поэт И. Бродский - и
тайна. Тайна рождения и значения, которую чуткий к поэтическому
слову и искушенный в русском языке читатель может разгадать.
Ведь как рождено диковинное слово тихотворение? Отсечением
начального “с” от слова “стихотворение”, произведенным против
всех деривационных норм* русского языка. При этом включился
механизм поэтической этимологии*: новообразование стало
соотноситься по звучанию и семантике с прилагательным “тихое”.
Такая псевдомотивация поддерживается контекстуально и
семантически близким прилагательным “немое” (“беззвучное”,
следовательно, “не нарушающее тишину”). Что
же означает
небывалое слово тихотворение? Это ”стихотворение как результат
внутренней работы творческого духа - работы, тихо, в молчании, но
мощно совершающейся” (“...тяглое, на страх поводьям”). Но если
узуальное существительное “стихотворение” характеризуется
только частеречным значением предметности, то индивидуально-
авторское существительное тихотворение, помимо предметной,
обладает еще и процессной семантикой, актуализированной во
второй части сложного
слова: “творение как процесс созидания”. Вот
каким семантически емким, выразительным, таинственным и все же
вполне доступным пониманию может быть авторское слово
большого поэта.
Разностороннему анализу художественных авторских
новообразований, вопросам теории и практики исследования
многообразных проявлений литературного словотворчества и
посвящено данное учебное пособие.
*Здесь и далее звездочкой помечены термины, значения
которых
приведены в терминологическом справочнике (см. приложение 1).
ВВЕДЕНИЕ Есть у Иосифа Бродского строки: Тихотворение мое, мое немое, однако, тяглое - на страх поводьям, куда пожалуемся на ярмо и кому поведаем, как жизнь проводим? Первое слово строфы - тихотворение - слово-незнакомец, мы не можем узнать, вспомнить это слово, навести о нем справки - его нет ни в одном толковом словаре русского языка. Это слово уникально, оно живет только в приведенном тексте, но и текст невозможен без него. У этого слова есть отец-создатель - поэт И. Бродский - и тайна. Тайна рождения и значения, которую чуткий к поэтическому слову и искушенный в русском языке читатель может разгадать. Ведь как рождено диковинное слово тихотворение? Отсечением начального с от слова стихотворение, произведенным против всех деривационных норм* русского языка. При этом включился механизм поэтической этимологии*: новообразование стало соотноситься по звучанию и семантике с прилагательным тихое. Такая псевдомотивация поддерживается контекстуально и семантически близким прилагательным немое (беззвучное, следовательно, не нарушающее тишину). Что же означает небывалое слово тихотворение? Это стихотворение как результат внутренней работы творческого духа - работы, тихо, в молчании, но мощно совершающейся (...тяглое, на страх поводьям). Но если узуальное существительное стихотворение характеризуется только частеречным значением предметности, то индивидуально- авторское существительное тихотворение, помимо предметной, обладает еще и процессной семантикой, актуализированной во второй части сложного слова: творение как процесс созидания. Вот каким семантически емким, выразительным, таинственным и все же вполне доступным пониманию может быть авторское слово большого поэта. Разностороннему анализу художественных авторских новообразований, вопросам теории и практики исследования многообразных проявлений литературного словотворчества и посвящено данное учебное пособие. *Здесь и далее звездочкой помечены термины, значения которых приведены в терминологическом справочнике (см. приложение 1).