Составители:
Рубрика:
• Анализ окказионализмов разных типов является по преимуществу
семантическим и проводится главным образом посредством
семного и контекстуального методов с привлечением таких
приемов исследования, как анализ словарных дефиниций,
словообразовательный анализ, функционально-грамматический
анализ. Структурно-семантическое исследование окказионализмов
естественно сопряжено со стилистическим анализом
художественного произведения.
• Высокохудожественные, эстетически ценные окказионализмы
являются важным текстообразующим
средством, отличаются
исключительной семантической емкостью.
Практически все вышеприведенные тезисы являются в той или иной
степени спорными, но в задачи данного учебного пособия не входит
изложение и комментарий всех дискуссионных вопросов теории
окказиональности.
Остановимся только на той информации, которая является
необходимой и достаточной для теоретической подготовки студентов
к обретению практических
навыков многоаспектного анализа
окказионального в текстах художественной литературы.
1.1. Причины, побуждающие художников слова к созданию
индивидуально-авторских образований
, таковы: а) необходимость
точно выразить мысль (узуальных слов для этого может быть
недостаточно); б) стремление автора кратко выразить мысль
(новообразование может заменить словосочетание и даже
предложение); в) потребность подчеркнуть свое отношение к
предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку; г)
стремление своеобразным обликом слова обратить внимание на
его семантику, деавтоматизировать
восприятие; д)потребность
избежать тавтологии; е) необходимость сохранить ритм стиха,
обеспечить рифму, добиться нужной инструментовки. Первые
три причины являются основными. Очень часто возникновение
новообразования бывает вызвано не одной, а сразу несколькими
причинами.
1.2. В нашем пособии в качестве рабочего принят термин
окказионализм (от лат. occasio - “случай” ), но в научной
литературе по данной проблематике как дублирующие его
встречаются следующие: “писательские новообразования”,
“художественные неологизмы”, “творческие неологизмы”,
“стилистические неологизмы”, “индивидуальные неологизмы”,
“слова-самоделки”, “слова-метеоры”, “слова-однодневки”,
“эгологизмы”, “индивидуально-авторские новообразования”,
“произведения индивидуального речетворчества”, “эфемерные
инновации”.
• Анализ окказионализмов разных типов является по преимуществу семантическим и проводится главным образом посредством семного и контекстуального методов с привлечением таких приемов исследования, как анализ словарных дефиниций, словообразовательный анализ, функционально-грамматический анализ. Структурно-семантическое исследование окказионализмов естественно сопряжено со стилистическим анализом художественного произведения. • Высокохудожественные, эстетически ценные окказионализмы являются важным текстообразующим средством, отличаются исключительной семантической емкостью. Практически все вышеприведенные тезисы являются в той или иной степени спорными, но в задачи данного учебного пособия не входит изложение и комментарий всех дискуссионных вопросов теории окказиональности. Остановимся только на той информации, которая является необходимой и достаточной для теоретической подготовки студентов к обретению практических навыков многоаспектного анализа окказионального в текстах художественной литературы. 1.1. Причины, побуждающие художников слова к созданию индивидуально-авторских образований, таковы: а) необходимость точно выразить мысль (узуальных слов для этого может быть недостаточно); б) стремление автора кратко выразить мысль (новообразование может заменить словосочетание и даже предложение); в) потребность подчеркнуть свое отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку; г) стремление своеобразным обликом слова обратить внимание на его семантику, деавтоматизировать восприятие; д)потребность избежать тавтологии; е) необходимость сохранить ритм стиха, обеспечить рифму, добиться нужной инструментовки. Первые три причины являются основными. Очень часто возникновение новообразования бывает вызвано не одной, а сразу несколькими причинами. 1.2. В нашем пособии в качестве рабочего принят термин окказионализм (от лат. occasio - случай ), но в научной литературе по данной проблематике как дублирующие его встречаются следующие: писательские новообразования, художественные неологизмы, творческие неологизмы, стилистические неологизмы, индивидуальные неологизмы, слова-самоделки, слова-метеоры, слова-однодневки, эгологизмы, индивидуально-авторские новообразования, произведения индивидуального речетворчества, эфемерные инновации.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »