Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ. Бабенко Н.Г. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Творимость окказионализма, то есть создание нового слова в
процессе самого речевого акта, противопоставлена
воспроизводимости
канонического слова, то есть повторяемости
языковой единицы в ее готовом виде.
Все эстетически значимые окказионализмы характеризуются
экспрессивностью*, тогда как экспрессивность узуальных
образований факультативна.
Под синхронно-диахронной диффузностью следует понимать
одномоментность существования окказионализма, его абсолютную
неспособностьстариться”, подвергаться исторически обусловленным
изменениям как в семантическом, так и в формальном аспектах, тогда
как неологизм способен с течением времени подвергаться
историческим процессам изменения структуры слова (например,
опрощению, переразложению); неизбежностарение неологизма. В
качестве иллюстрации этого тезиса Е. Ковалевская 4 приводит фразу
Н.М.Карамзина изПисем русского путешественника”: “Везде знаки
трудолюбия, промышленности, изобилия”. В первой редакции этого
произведения (1791-1795) словопромышленностьсопровождается
авторским примечанием : “Не
может ли сие слово означать лат.
industria?”. Во второй редакции (1797) примечание отсутствует, а в
третьей редакции (1803) появляется новое примечание:
промышленность” - это слово сделалось ныне обыкновенным, автор
употребил его первым”.
Индивидуальная принадлежность, то есть принадлежность
окказионализма конкретному автору, определяет степень его
(новообразования) художественности, возможности декодирования
его значения, семантическое и стилистическое своеобразие
. Именно
поэтому структурно-семантический анализ окказионализмов
представляет собой важную область в исследовании идиолекта* и -
шире - идиостиля* художника слова.
1.5. В современной теории окказиональности дискуссионным
является вопрос о
соотношении окказиональных и потенциальных
новообразований, имеющий два возможных варианта решения:
1) все речевые образования являются окказиональными независимо от
того, созданы они по деривационным законам языка или с
нарушением этих законов. При таком решении потенциальные слова
являются разновидностью окказиональных;
2) среди речевых новообразований следует различать потенциальные
слова как соответствующие языковой норме и окказиональные
образования как противоречащие норме
в той или иной степени.
Представляется приемлемым первое решение вопроса, так как
эстетически значимое авторское речевое новообразование является
достойным словообразовательного, семасиологического,
лексикографического, стилистического описания вне зависимости от
  Творимость окказионализма, то есть создание нового слова в
процессе      самого     речевого     акта,          противопоставлена
воспроизводимости канонического слова, то есть повторяемости
языковой единицы в ее готовом виде.
  Все эстетически значимые окказионализмы характеризуются
экспрессивностью*,      тогда     как   экспрессивность      узуальных
образований факультативна.
  Под синхронно-диахронной диффузностью следует понимать
“одномоментность” существования окказионализма, его абсолютную
неспособность “стариться”, подвергаться исторически обусловленным
изменениям как в семантическом, так и в формальном аспектах, тогда
как неологизм способен с течением времени подвергаться
историческим процессам изменения структуры слова (например,
опрощению, переразложению); неизбежно “старение” неологизма. В
качестве иллюстрации этого тезиса Е. Ковалевская 4 приводит фразу
Н.М.Карамзина из “Писем русского путешественника”: “Везде знаки
трудолюбия, промышленности, изобилия”. В первой редакции этого
произведения (1791-1795) слово “промышленность” сопровождается
авторским примечанием : “Не может ли сие слово означать лат.
industria?”. Во второй редакции (1797) примечание отсутствует, а в
третьей     редакции    (1803)     появляется    новое     примечание:
“промышленность” - это слово сделалось ныне обыкновенным, автор
употребил его первым”.
   Индивидуальная принадлежность, то есть принадлежность
окказионализма конкретному автору, определяет степень его
(новообразования) художественности, возможности декодирования
его значения, семантическое и стилистическое своеобразие. Именно
поэтому      структурно-семантический       анализ     окказионализмов
представляет собой важную область в исследовании идиолекта* и -
шире - идиостиля* художника слова.
1.5.      В современной теории окказиональности дискуссионным
является вопрос о соотношении окказиональных и потенциальных
новообразований, имеющий два возможных варианта решения:
 1) все речевые образования являются окказиональными независимо от
того, созданы они по деривационным законам языка или с
нарушением этих законов. При таком решении потенциальные слова
являются разновидностью окказиональных;
2) среди речевых новообразований следует различать потенциальные
слова как соответствующие языковой норме и окказиональные
образования как противоречащие норме в той или иной степени.
   Представляется приемлемым первое решение вопроса, так как
эстетически значимое авторское речевое новообразование является
достойным          словообразовательного,          семасиологического,
лексикографического, стилистического описания вне зависимости от