ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
107
проблемы. Некоторые полагают, что существование культур основано на
принципе иерархичности. Другие исследователи стоят на позициях муль-
тикультурализма, говорящего о принципиальной равноценности всех куль-
тур.
Возникает ещё один важный вопрос: возможно ли сопоставление
культур при их уникальности? При этом, может ли человек, который
сформировался в рамках одной культуры, понять другую, совершенно от-
личную от неё? Особую важность этим вопросам придаёт разворачиваю-
щаяся на наших глазах глобализация.
Сопоставление культур возможно, однако следует учитывать, что
восприятие и оценка культурных ценностей осуществляется человеком
сквозь призму той культуры, к которой он принадлежит.
Особую актуальность в современном мире приобретает диалог
культур, направленный на формирование духовного единства человечества
и преодоление его разобщённости. Открытость, взаимодействие, способ-
ность к восприятию другого – основа диалога культур. Диалог культур как
принцип духовного развития человечества не ведёт к унификации культур,
потере национально-этнического колорита, уникальности, богатства и
многообразия, напротив, он выступает источником их взаимообогащения и
развития, ибо невозможно понять природу любой культуры без её сопос-
тавления с иными.
Запад – Восток – Россия в диалоге культур
Диалог культур в современном мире предполагает взаимодействие
Запада и Востока как соцоикультурных образований. Прежде всего следу-
ет обратить внимание на то, что понятие «Запад» и «Восток» неоднознач-
ны. Культура Запада и Востока – это многообразие локальных культурных
образований.
Специфика восточных культур заключается, как правило, в том, что
они ориентированы на устоявшийся образ жизни, коллективизм, сложив-
шуюся социальную структуру, традиционные ценности и нормы поведе-
ния. Для большинства из них характерна нравственно-волевая установка
на созерцательность.
В свою очередь западные культуры более динамичны и ориентиро-
ваны на новизну. Им свойствен индивидуализм, утверждение достоинства
человеческой личности. Они более рационалистичны и характеризуются
формально-правовой ориентацией.
В этой связи возникает вопрос о месте России в диалоге культур. В
русской историософии сформировались разные подходы к этой проблеме.
Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) от-
стаивали идею самобытности, целостности русской культуры. Они счита-
ли, что русская культура противостоит западной культуре как раздвоен-
107 проблемы. Некоторые полагают, что существование культур основано на принципе иерархичности. Другие исследователи стоят на позициях муль- тикультурализма, говорящего о принципиальной равноценности всех куль- тур. Возникает ещё один важный вопрос: возможно ли сопоставление культур при их уникальности? При этом, может ли человек, который сформировался в рамках одной культуры, понять другую, совершенно от- личную от неё? Особую важность этим вопросам придаёт разворачиваю- щаяся на наших глазах глобализация. Сопоставление культур возможно, однако следует учитывать, что восприятие и оценка культурных ценностей осуществляется человеком сквозь призму той культуры, к которой он принадлежит. Особую актуальность в современном мире приобретает диалог культур, направленный на формирование духовного единства человечества и преодоление его разобщённости. Открытость, взаимодействие, способ- ность к восприятию другого – основа диалога культур. Диалог культур как принцип духовного развития человечества не ведёт к унификации культур, потере национально-этнического колорита, уникальности, богатства и многообразия, напротив, он выступает источником их взаимообогащения и развития, ибо невозможно понять природу любой культуры без её сопос- тавления с иными. Запад – Восток – Россия в диалоге культур Диалог культур в современном мире предполагает взаимодействие Запада и Востока как соцоикультурных образований. Прежде всего следу- ет обратить внимание на то, что понятие «Запад» и «Восток» неоднознач- ны. Культура Запада и Востока – это многообразие локальных культурных образований. Специфика восточных культур заключается, как правило, в том, что они ориентированы на устоявшийся образ жизни, коллективизм, сложив- шуюся социальную структуру, традиционные ценности и нормы поведе- ния. Для большинства из них характерна нравственно-волевая установка на созерцательность. В свою очередь западные культуры более динамичны и ориентиро- ваны на новизну. Им свойствен индивидуализм, утверждение достоинства человеческой личности. Они более рационалистичны и характеризуются формально-правовой ориентацией. В этой связи возникает вопрос о месте России в диалоге культур. В русской историософии сформировались разные подходы к этой проблеме. Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) от- стаивали идею самобытности, целостности русской культуры. Они счита- ли, что русская культура противостоит западной культуре как раздвоен-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- …
- следующая ›
- последняя »