Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 105 стр.

UptoLike

Рубрика: 

105
культурно-исторического круговорота и рассмотрел проблему соотноше-
ния культуры и цивилизации. Противопоставляя культуру и цивилизацию,
Шпенглер полагает, что культура это царство органически жизненного,
духового, в отличие от цивилизации как совокупности технически-
механических элементов. Для цивилизации характерен высокий уровень
научных, технических достижений и упадок искусства, литературы. В раз-
витии культурно исторических миров О. Шпенглер различает три стадии:
юность (ранняя культура), рассвет (высокая культура) и упадок (поздняя,
«окостеневшая» культура). Последняя, по его мнению, переходит в циви-
лизацию. Цивилизация это заключительный этап в развитии культуры. О.
Шпенглер выделяет 8 уникальных исторических типов культуры: египет-
скую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, культуру майи, византий-
ско-арабскую и западноевропейскую. Он считал, что в начале 20 века за-
падноевропейская культура вступила в фазу цивилизации: она не может
дать ничего нового и оригинального в области духа. О. Шпенглер предска-
зывает рождение новой русско-сибирской культуры [9. С. 172-174].
Русский мыслитель Н.А. Бердяев (1874-1948), так же как и
О. Шпенглер, различал культуру и цивилизацию. По его мнению, культура
есть проявление духовной сущности человека. Цивилизация отождествля-
лась им с высоким уровнём материальной деятельности. В отличие от
культуры, она технична: техника торжествует над духом, над организмом,
поэтому «цивилизация старее и первичнее культуры…». «Цивилизация
имеет большую степень объективности и социализации, культура же более
связана с личностью и духом», подчёркивает Н.А. Бердяев [1. С. 73]. В
цивилизации побеждает прагматический дух Просвещения. Коллективный
труд вытесняет индивидуальное творчество, и свободный человек всё бо-
лее удаляется от природы.
При существующем разнообразии подходов к вопросу о соотноше-
нии культуры и цивилизации следует обратить внимание на то, что изуче-
ние этой проблемы привело к разграничению культуры как органической
целостности, сферы высших человеческих действий и цивилизации как
особого социокультурного феномена, области искусственной организации,
формы механического и утилитарного отношения к миру. Многие иссле-
дователи полагают, что цивилизация как способ воспроизводства общест-
венной жизни является внешним по отношению к человеку миром, кото-
рый воздействует на него и противостоит ему. Культура же представляет
собой внутреннее достояние человека, раскрывает меру его развития и яв-
ляется символом духовного богатства. Цивилизация, в определённом
смысле, это продолжение культуры и не только её тиражирование, но
также возможные изменения направленности культурных ценностей, за-
частую связанные с формированием антиценностей, которые ведут к гибе-
ли культуры.
Большое значение в современном мире приобретает проблема диало-
                                 105
культурно-исторического круговорота и рассмотрел проблему соотноше-
ния культуры и цивилизации. Противопоставляя культуру и цивилизацию,
Шпенглер полагает, что культура – это царство органически жизненного,
духового, в отличие от цивилизации как совокупности технически-
механических элементов. Для цивилизации характерен высокий уровень
научных, технических достижений и упадок искусства, литературы. В раз-
витии культурно исторических миров О. Шпенглер различает три стадии:
юность (ранняя культура), рассвет (высокая культура) и упадок (поздняя,
«окостеневшая» культура). Последняя, по его мнению, переходит в циви-
лизацию. Цивилизация – это заключительный этап в развитии культуры. О.
Шпенглер выделяет 8 уникальных исторических типов культуры: египет-
скую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, культуру майи, византий-
ско-арабскую и западноевропейскую. Он считал, что в начале 20 века за-
падноевропейская культура вступила в фазу цивилизации: она не может
дать ничего нового и оригинального в области духа. О. Шпенглер предска-
зывает рождение новой русско-сибирской культуры [9. С. 172-174].
      Русский мыслитель Н.А. Бердяев (1874-1948), так же как и
О. Шпенглер, различал культуру и цивилизацию. По его мнению, культура
есть проявление духовной сущности человека. Цивилизация отождествля-
лась им с высоким уровнём материальной деятельности. В отличие от
культуры, она технична: техника торжествует над духом, над организмом,
поэтому «цивилизация старее и первичнее культуры…». «Цивилизация
имеет большую степень объективности и социализации, культура же более
связана с личностью и духом», – подчёркивает Н.А. Бердяев [1. С. 73]. В
цивилизации побеждает прагматический дух Просвещения. Коллективный
труд вытесняет индивидуальное творчество, и свободный человек всё бо-
лее удаляется от природы.
      При существующем разнообразии подходов к вопросу о соотноше-
нии культуры и цивилизации следует обратить внимание на то, что изуче-
ние этой проблемы привело к разграничению культуры как органической
целостности, сферы высших человеческих действий и цивилизации как
особого социокультурного феномена, области искусственной организации,
формы механического и утилитарного отношения к миру. Многие иссле-
дователи полагают, что цивилизация как способ воспроизводства общест-
венной жизни является внешним по отношению к человеку миром, кото-
рый воздействует на него и противостоит ему. Культура же представляет
собой внутреннее достояние человека, раскрывает меру его развития и яв-
ляется символом духовного богатства. Цивилизация, в определённом
смысле, – это продолжение культуры и не только её тиражирование, но
также возможные изменения направленности культурных ценностей, за-
частую связанные с формированием антиценностей, которые ведут к гибе-
ли культуры.
      Большое значение в современном мире приобретает проблема диало-