Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 109 стр.

UptoLike

Рубрика: 

109
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека // Бердяев Н. А. Царство
Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 70-78
2. Гуревич П. С. Философия и культура. М.: Аспект-Прогресс, 1995.
С. 168-226
3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. Гл. I, XVII.
4. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис. 1996
5. Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. С. 57-70,
166-190.
6. Леви-Стросс К. Пути развития этнографии // Леви-Стросс К. Перво-
бытное мышление. М.: Республика, 1994
7. Лихачёв Д. С. Три основы европейской культуры и русский историче-
ский опыт // Наше наследие. 1991. -№6.
8. Сорокин П. А. Социокультурная динамика // Сорокин П. А. Человек.
Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
9. Фукуяма Ф. Доверие. М.: Ермак, 2004. С. 52.
10. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. Гл.
II.
ГЛАВА 10. ОБЩЕСТВО И ТЕХНИКА:
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Техника и человек неотделимы друг от друга. Способность человека
делать орудия и сформировала его как человека. Техника и наука в их
взаимосвязи являются приметой нашего времени, без которых индустри-
альная цивилизация была бы невозможна. Потребность философского ос-
мысления техники вытекает из ее возрастающей роли в культурном про-
грессе человечества XIX-XX вв. В середине XIX в. и возникает направле-
ние в философии, получившее название философия техники. Термин
«философия техники» был введен Э. Капом в конце XIX века в Германии,
где вышла его книга «Основания философии техники». Чуть позже рус-
ский инженер П.К. Энгельмейер (1855-1942) на эту тему написал работы,
одна из которых называлась «Философия техники». Во второй половине
XX века интерес к технике, как к одному из важнейших факторов развития
человеческого общества, необычайно возрос. Большой вклад в это разви-
тие внесли такие философы как М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-
Гассет, Н.А. Бердяев, М. Мэмфорд и др.
Смысл техники состоит в том, что она есть средство человеческой
деятельности, а ее сущность заключается в усилении «органов» и возмож-
ностей человека, в том числе и интеллектуальных. Развитие техники
часть культурного прогресса. Представления о сущности и роли техники
развивались от мифологических в древних обществах до научных в совре-
                                 109
                БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.  Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека // Бердяев Н. А. Царство
    Духа и царство Кесаря. – М.: Республика, 1995. – С. 70-78
2. Гуревич П. С. Философия и культура. – М.: Аспект-Прогресс, 1995. –
    С. 168-226
3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991. – Гл. I, XVII.
4. Каган М. С. Философия культуры. – СПб.: Петрополис. 1996
5. Культурология. XX век: Антология. – М.: Юрист, 1995. – С. 57-70,
    166-190.
6. Леви-Стросс К. Пути развития этнографии // Леви-Стросс К. Перво-
    бытное мышление. – М.: Республика, 1994
7. Лихачёв Д. С. Три основы европейской культуры и русский историче-
    ский опыт // Наше наследие. – 1991. -№6.
8. Сорокин П. А. Социокультурная динамика // Сорокин П. А. Человек.
    Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.
9. Фукуяма Ф. Доверие. – М.: Ермак, 2004. – С. 52.
10. Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск: ВО «Наука», 1993. – Гл.
    II.

               ГЛАВА 10. ОБЩЕСТВО И ТЕХНИКА:
                ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

      Техника и человек неотделимы друг от друга. Способность человека
делать орудия и сформировала его как человека. Техника и наука в их
взаимосвязи являются приметой нашего времени, без которых индустри-
альная цивилизация была бы невозможна. Потребность философского ос-
мысления техники вытекает из ее возрастающей роли в культурном про-
грессе человечества XIX-XX вв. В середине XIX в. и возникает направле-
ние в философии, получившее название – философия техники. Термин
«философия техники» был введен Э. Капом в конце XIX века в Германии,
где вышла его книга «Основания философии техники». Чуть позже рус-
ский инженер П.К. Энгельмейер (1855-1942) на эту тему написал работы,
одна из которых называлась «Философия техники». Во второй половине
XX века интерес к технике, как к одному из важнейших факторов развития
человеческого общества, необычайно возрос. Большой вклад в это разви-
тие внесли такие философы как М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-
Гассет, Н.А. Бердяев, М. Мэмфорд и др.
      Смысл техники состоит в том, что она есть средство человеческой
деятельности, а ее сущность заключается в усилении «органов» и возмож-
ностей человека, в том числе и интеллектуальных. Развитие техники –
часть культурного прогресса. Представления о сущности и роли техники
развивались от мифологических в древних обществах до научных в совре-