ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
110
менном мире.
Ученые, работающие в области философии техники, придерживают-
ся разных целей, методов. Главное внимание уделяется философским про-
блемам компьютеризации и инженерной деятельности, а также воздейст-
вию на сознание ученых, инженеров и других специалистов, толкая их на
создание новой техники, ориентированной на человека, природу, культуру.
В развитии этой дисциплины принимают участие Дж. Агасси, М. Бунге,
К. Митчем, В.С. Степин, В.М. Розин, В.Г. Горохов и другие.
Техника и ее роль в становлении человека и общества
Что же такое техника? Техника – это совокупность вещественных
артефактов (искусственно созданных) для осуществления преобразова-
тельной и созидательной деятельности, в этом состоит ее главная функция.
Исчезни техника – исчезнет и человек. Н.А. Бердяев в работе «Человек и
машина» считает, что вопрос о технике – это вопрос о судьбе человека и
судьбе культуры. В XIX веке цивилизованный человек стал полагаться на
технику, ее мощь.
Н. Бердяев делит историю на три стадии – природно-
органическую, культурную и технико-машинную. Этому соответствует
различное отношение духа к природе: 1) погруженность духа в природу;
2) выделение духа из природы и образование особой сферы духовности; 3)
активное овладение духом природы, господство над ней. Но даже на ста-
дии культуры человек был еще тесно связан с природой, существовала
мистика земли, растительные и животные культы. Преображенные элемен-
ты этих культов вошли в христианство. Древнейшая техника была связана
с охотой и собирательством, собственно технические функции она стала
осуществлять при земледельческом труде, а полностью свою функцию
техника проявила с появлением машинного производства.
Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет в работе «Размышления о
технике» полагает, что только человеку свойственно отвлекаться от жиз-
ненных требований и заниматься разными видами деятельности, которые
сами по себе не являются удовлетворением элементарных потребностей, в
то время как животные к ним жестко привязаны. Человек творит новые
благоприятные для себя условия существования, а природу приспосабли-
вает к своим нуждам. Ортега-и-Гассет считает, что техника не есть при-
способление человека к природе, а приспособление природы к человеку.
Главное для человека – это доставлять себе удовольствие. Человеческая
потребность включает в себя как объективно необходимое, так и излиш-
нее. Для человека важно жить с удобствами. Он предпочитает умереть, чем
отказать себе в излишествах: уму нужны излишества. Техника даже в эпо-
ху палеолита и особенно теперь – это производство избыточного. Ортега-
и-Гассет заключает: нет человека без техники, и сама техника изменчива.
110 менном мире. Ученые, работающие в области философии техники, придерживают- ся разных целей, методов. Главное внимание уделяется философским про- блемам компьютеризации и инженерной деятельности, а также воздейст- вию на сознание ученых, инженеров и других специалистов, толкая их на создание новой техники, ориентированной на человека, природу, культуру. В развитии этой дисциплины принимают участие Дж. Агасси, М. Бунге, К. Митчем, В.С. Степин, В.М. Розин, В.Г. Горохов и другие. Техника и ее роль в становлении человека и общества Что же такое техника? Техника – это совокупность вещественных артефактов (искусственно созданных) для осуществления преобразова- тельной и созидательной деятельности, в этом состоит ее главная функция. Исчезни техника – исчезнет и человек. Н.А. Бердяев в работе «Человек и машина» считает, что вопрос о технике – это вопрос о судьбе человека и судьбе культуры. В XIX веке цивилизованный человек стал полагаться на технику, ее мощь. Н. Бердяев делит историю на три стадии – природно- органическую, культурную и технико-машинную. Этому соответствует различное отношение духа к природе: 1) погруженность духа в природу; 2) выделение духа из природы и образование особой сферы духовности; 3) активное овладение духом природы, господство над ней. Но даже на ста- дии культуры человек был еще тесно связан с природой, существовала мистика земли, растительные и животные культы. Преображенные элемен- ты этих культов вошли в христианство. Древнейшая техника была связана с охотой и собирательством, собственно технические функции она стала осуществлять при земледельческом труде, а полностью свою функцию техника проявила с появлением машинного производства. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет в работе «Размышления о технике» полагает, что только человеку свойственно отвлекаться от жиз- ненных требований и заниматься разными видами деятельности, которые сами по себе не являются удовлетворением элементарных потребностей, в то время как животные к ним жестко привязаны. Человек творит новые благоприятные для себя условия существования, а природу приспосабли- вает к своим нуждам. Ортега-и-Гассет считает, что техника не есть при- способление человека к природе, а приспособление природы к человеку. Главное для человека – это доставлять себе удовольствие. Человеческая потребность включает в себя как объективно необходимое, так и излиш- нее. Для человека важно жить с удобствами. Он предпочитает умереть, чем отказать себе в излишествах: уму нужны излишества. Техника даже в эпо- ху палеолита и особенно теперь – это производство избыточного. Ортега- и-Гассет заключает: нет человека без техники, и сама техника изменчива.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- …
- следующая ›
- последняя »