Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 111 стр.

UptoLike

Рубрика: 

111
Она уменьшает наши усилия, обусловленные обстоятельствами, человек
изменяет их и тем облегчает жизнь.
Техника не только средства, но и технические действия. Техниче-
ские действия есть приложения усилий, направленных на изобретение, вы-
полнение намеченного. Эти действия позволяют: 1) обеспечить удовлетво-
рение человеческих потребностей, 2) добиваться этого минимальной це-
ной, 3) создавать новые вещи, явления такие, как воздухоплавание, ра-
дио, телеграф, компьютеры и пр. Следовательно, техника главным обра-
зом есть средство сбережения усилий. Ортега-и-Гассет подчеркивает, что
именно стремление экономить усилия и породило технику. После преодо-
ления животной жизни человек создал иные небиологические заботы. Эту
выдуманную жизнь человек и называет «человеческой жизнью». Быть че-
ловеческой личностью значит творить, что невозможно без теории, нау-
ки, техники. Мир дан человеку как предмет деятельности. Человек с по-
мощью техники пытается открыть в мире скрытое его устройство. Миссия
техники освобождение человека, что дает ему возможность быть самим
собой.
Отношение человека к технике неоднозначно. К ней проявляли не-
доверие, даже враждебность. Всем известна история луддитов и современ-
ных неолуддитов. Высказываются опасения о возможности выхода техни-
ки из-под контроля человека. О. Шпенглер в книге «Человек и техника»
подчеркивает, что властелин-человек стал рабом машины. В самом деле,
техника подчиняет нас своему ритму. Человек не является технической
системой, сама же техника должна быть человечной, она должна утвер-
ждать в мире мощь и разум человека. Человек не может выжить, если не
создаст вокруг себя искусственную среду с помощью техники. Нужно
помнить, что технический прогресс необратим, без него человечество ис-
чезнет с лица Земли.
Традиционное общество
История человечества знает три типа цивилизаций. Каждый из них
реализуется в многообразных формах общества. Английский историк
А. Тойнби выделил двадцать одну локальную цивилизацию, большинство
из которых принадлежало к традиционным обществам. Этим обществам
присущи устойчивые консервативные традиции воспроизводства соци-
альных и технических средств и соответствующего образа жизни. Измене-
ния в них происходили очень медленно. Сменявшие друг друга поколения
заставали одни и те же социальные структуры. Виды деятельности, средст-
ва и цели оставались неизменными в течение столетий, новое не считалось
высшей ценностью и допускалось лишь в пределах существующих тради-
ций.
Этот тип организации был характерен для древнего мира и средневе-
                                 111
Она уменьшает наши усилия, обусловленные обстоятельствами, человек
изменяет их и тем облегчает жизнь.
      Техника – не только средства, но и технические действия. Техниче-
ские действия есть приложения усилий, направленных на изобретение, вы-
полнение намеченного. Эти действия позволяют: 1) обеспечить удовлетво-
рение человеческих потребностей, 2) добиваться этого минимальной це-
ной, 3) создавать новые вещи, явления – такие, как воздухоплавание, ра-
дио, телеграф, компьютеры и пр. Следовательно, техника – главным обра-
зом есть средство сбережения усилий. Ортега-и-Гассет подчеркивает, что
именно стремление экономить усилия и породило технику. После преодо-
ления животной жизни человек создал иные небиологические заботы. Эту
выдуманную жизнь человек и называет «человеческой жизнью». Быть че-
ловеческой личностью – значит творить, что невозможно без теории, нау-
ки, техники. Мир дан человеку как предмет деятельности. Человек с по-
мощью техники пытается открыть в мире скрытое его устройство. Миссия
техники – освобождение человека, что дает ему возможность быть самим
собой.
      Отношение человека к технике неоднозначно. К ней проявляли не-
доверие, даже враждебность. Всем известна история луддитов и современ-
ных неолуддитов. Высказываются опасения о возможности выхода техни-
ки из-под контроля человека. О. Шпенглер в книге «Человек и техника»
подчеркивает, что властелин-человек стал рабом машины. В самом деле,
техника подчиняет нас своему ритму. Человек не является технической
системой, сама же техника должна быть человечной, она должна утвер-
ждать в мире мощь и разум человека. Человек не может выжить, если не
создаст вокруг себя искусственную среду с помощью техники. Нужно
помнить, что технический прогресс необратим, без него человечество ис-
чезнет с лица Земли.

                       Традиционное общество

      История человечества знает три типа цивилизаций. Каждый из них
реализуется в многообразных формах общества. Английский историк
А. Тойнби выделил двадцать одну локальную цивилизацию, большинство
из которых принадлежало к традиционным обществам. Этим обществам
присущи устойчивые консервативные традиции воспроизводства соци-
альных и технических средств и соответствующего образа жизни. Измене-
ния в них происходили очень медленно. Сменявшие друг друга поколения
заставали одни и те же социальные структуры. Виды деятельности, средст-
ва и цели оставались неизменными в течение столетий, новое не считалось
высшей ценностью и допускалось лишь в пределах существующих тради-
ций.
      Этот тип организации был характерен для древнего мира и средневе-