Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 113 стр.

UptoLike

Рубрика: 

113
софского мышления возникли идеи. Идея это замысел сознания и схема-
тизация существующей практики. Здесь стала складываться идея научной
техники, которая привела к инженерии. Древнегреческие философы Пла-
тон и Аристотель установили связь идей и вещей, следовательно, науки и
опыта. Платон помещал геометрические чертежи между идеями и вещами,
а Аристотель рассматривал их как мысленные конструкции. Но чаще ан-
тичные и средневековые «техники» обращались не к философии, а к маги-
ческим принципам, пришедшим сюда из архаической культуры, в которых
сочетались реальные технические действия и магические ритуалы. В это
же время появились редкие ученые-техники будущие инженеры, приме-
няющие в своем творчестве некоторые философские идеи.
В средние века идея Бога-творца, идея человека, как созданного «по
образу и подобию Бога», позволили переосмыслить все основные пред-
ставления, науку и ремесло. Природа не Бог, а творение Бога. Она пред-
назначена Богом для человека, его пользы и жизни. Изменения, происхо-
дящие в природе и описанные наукой, идут по божественным законам, оп-
ределяются волей Бога, но смертные способны их познать.
Инженерная деятельность возникла давно. Первоначально инжене-
ром древнем Риме) назывался тот, кто создавал тараны, катапульты и
другие «машины войны» или управлял ими. Инженерия с самого начала до
конца XVII столетия была преимущественно военной. Для поведения ин-
женера было характерно выполнение приказов. Появление в XVIII в. граж-
данской инженерии, связанной с проектированием общественных работ
(строительство дорог, систем водоснабжения, освещения домов и пр.) не
изменило этой ситуации. Гражданская инженерия была просто военной
инженерией мирного времени и подчинялась государству [4. С. 104].
Исторически за традиционным обществом, которое характеризуется
воспроизводством одних и тех же структур жизни, доминированием рели-
гиозно-мифологического мышления, жестким контролем над личностью,
растворением личности в коллективе, следует техногенное. Оно ориенти-
ровано на иную культуру: на ценность индивидуальности, приоритет эко-
номики, на технику, связанную с безудержным прогрессом.
Техногенное общество
«Западная цивилизация» это особый тип общества, возникший в
европейском регионе в результате мутаций разных традиционных культур,
и впоследствии осуществивший свою экспансию на весь мир. Это и есть
индустриальная цивилизация или техногенное общество. Здесь экстенсив-
ное развитие сменилось интенсивным; пространственное существование
временным. Резервы роста стали браться не столько за счет новых терри-
торий, а в основном за счет перестройки прежних способов жизнедеятель-
ности и формирования новых. Ценностью становится новизна, где каждый
                                  113
софского мышления возникли идеи. Идея – это замысел сознания и схема-
тизация существующей практики. Здесь стала складываться идея научной
техники, которая привела к инженерии. Древнегреческие философы Пла-
тон и Аристотель установили связь идей и вещей, следовательно, науки и
опыта. Платон помещал геометрические чертежи между идеями и вещами,
а Аристотель рассматривал их как мысленные конструкции. Но чаще ан-
тичные и средневековые «техники» обращались не к философии, а к маги-
ческим принципам, пришедшим сюда из архаической культуры, в которых
сочетались реальные технические действия и магические ритуалы. В это
же время появились редкие ученые-техники – будущие инженеры, приме-
няющие в своем творчестве некоторые философские идеи.
      В средние века идея Бога-творца, идея человека, как созданного «по
образу и подобию Бога», позволили переосмыслить все основные пред-
ставления, науку и ремесло. Природа – не Бог, а творение Бога. Она пред-
назначена Богом для человека, его пользы и жизни. Изменения, происхо-
дящие в природе и описанные наукой, идут по божественным законам, оп-
ределяются волей Бога, но смертные способны их познать.
      Инженерная деятельность возникла давно. Первоначально инжене-
ром (в древнем Риме) назывался тот, кто создавал тараны, катапульты и
другие «машины войны» или управлял ими. Инженерия с самого начала до
конца XVII столетия была преимущественно военной. Для поведения ин-
женера было характерно выполнение приказов. Появление в XVIII в. граж-
данской инженерии, связанной с проектированием общественных работ
(строительство дорог, систем водоснабжения, освещения домов и пр.) не
изменило этой ситуации. Гражданская инженерия была просто военной
инженерией мирного времени и подчинялась государству [4. С. 104].
      Исторически за традиционным обществом, которое характеризуется
воспроизводством одних и тех же структур жизни, доминированием рели-
гиозно-мифологического мышления, жестким контролем над личностью,
растворением личности в коллективе, следует техногенное. Оно ориенти-
ровано на иную культуру: на ценность индивидуальности, приоритет эко-
номики, на технику, связанную с безудержным прогрессом.

                        Техногенное общество

      «Западная цивилизация» – это особый тип общества, возникший в
европейском регионе в результате мутаций разных традиционных культур,
и впоследствии осуществивший свою экспансию на весь мир. Это и есть
индустриальная цивилизация или техногенное общество. Здесь экстенсив-
ное развитие сменилось интенсивным; пространственное существование –
временным. Резервы роста стали браться не столько за счет новых терри-
торий, а в основном за счет перестройки прежних способов жизнедеятель-
ности и формирования новых. Ценностью становится новизна, где каждый