Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 112 стр.

UptoLike

Рубрика: 

112
ковья, но он сохранился в ряде стран до сих пор. Многим государствам
«третьего мира» свойственны черты традиционного общества, но столкно-
вения их с западным миром приводят к резким изменениям их традицион-
ной культуры и образа жизни. Указанные выше особенности традиционно-
го общества ограничивают активность человека, которая здесь направле-
на не на преобразование внешнего мира, а на внутренний мир самого чело-
века, на самосознание и самоконтроль, тем самым обеспечивая следование
традициям.
Для традиционных земледельческих обществ принцип невмеша-
тельства в природные процессы играл важную регулирующую роль. Он
ориентировал на приспособление к внешним условиям, от которых зависят
результаты земледельческого труда, требовал угадывать ритмы смены
погоды, терпеливо выращивать растения, накапливать опыт наблюдения за
природой и свойствами растений и животных. В китайской культуре суще-
ствует притча, высмеивающая человека, который проявил нетерпение и
недовольство тем, что злаки растут слишком медленно, и, желая ускорить
их рост, стал тянуть их за верхушку, и, в конце концов, выдернул из гряд-
ки.
В архаической культуре и древнем мире техническое творчество
считалось хитростью, ибо творить могли только боги. Древняя технология
предполагала магические процедуры, передающиеся в устной традиции из
поколения в поколение. Архаический человек был убежден, что все живое,
начиная от богов и растений, имеет души, способные выходить из своих
тел и снова входить в них. Души человека и богов могут быть помощника-
ми человеку или вредить ему. Человек может влиять на души этому и
служили магические действия.
Второй этап становления техники связан с развитием в культурах
древних государств знаковых систем чисел, расчетов площадей, объе-
мов, экономических и астрологических расчетов. Числа, чертежи, алго-
ритмы вычислений использовались в технической деятельности: при
строительстве храмов, дворцов и в ремесле. Они воспринимались как ре-
цепты и как сакральная мудрость, которыми владели писцы, жрецы и цар-
ские служащие. Это были «идеализированные объекты», к ним был доступ
только для посвященных. Миропорядок и жизнь древний египтянин или
шумер рассматривал как действия Богов, строго выполняющих свое назна-
чение. Разливы рек не стихийное бедствие, а уклонение в действии богов
и нарушение миропорядка. Описание миропорядка писцами вылилось в
создание древней «математики», «астрономии», «техники» и осознавалось
как сакральное действие по восстановлению нарушенного миропорядка.
Итак, в культурах древних государств развитие техники определялось зна-
ковыми средствами, на формирование техники оказывала влияние форма
культурного осознания.
В античной культуре Греции и Рима с появлением научного и фило-
                                  112
ковья, но он сохранился в ряде стран до сих пор. Многим государствам
«третьего мира» свойственны черты традиционного общества, но столкно-
вения их с западным миром приводят к резким изменениям их традицион-
ной культуры и образа жизни. Указанные выше особенности традиционно-
го общества ограничивают активность человека, которая здесь направле-
на не на преобразование внешнего мира, а на внутренний мир самого чело-
века, на самосознание и самоконтроль, тем самым обеспечивая следование
традициям.
      Для традиционных земледельческих обществ принцип невмеша-
тельства в природные процессы играл важную регулирующую роль. Он
ориентировал на приспособление к внешним условиям, от которых зависят
результаты земледельческого труда, требовал угадывать ритмы смены
погоды, терпеливо выращивать растения, накапливать опыт наблюдения за
природой и свойствами растений и животных. В китайской культуре суще-
ствует притча, высмеивающая человека, который проявил нетерпение и
недовольство тем, что злаки растут слишком медленно, и, желая ускорить
их рост, стал тянуть их за верхушку, и, в конце концов, выдернул из гряд-
ки.
      В архаической культуре и древнем мире техническое творчество
считалось хитростью, ибо творить могли только боги. Древняя технология
предполагала магические процедуры, передающиеся в устной традиции из
поколения в поколение. Архаический человек был убежден, что все живое,
начиная от богов и растений, имеет души, способные выходить из своих
тел и снова входить в них. Души человека и богов могут быть помощника-
ми человеку или вредить ему. Человек может влиять на души – этому и
служили магические действия.
      Второй этап становления техники связан с развитием в культурах
древних государств знаковых систем – чисел, расчетов площадей, объе-
мов, экономических и астрологических расчетов. Числа, чертежи, алго-
ритмы вычислений использовались в технической деятельности: при
строительстве храмов, дворцов и в ремесле. Они воспринимались как ре-
цепты и как сакральная мудрость, которыми владели писцы, жрецы и цар-
ские служащие. Это были «идеализированные объекты», к ним был доступ
только для посвященных. Миропорядок и жизнь древний египтянин или
шумер рассматривал как действия Богов, строго выполняющих свое назна-
чение. Разливы рек – не стихийное бедствие, а уклонение в действии богов
и нарушение миропорядка. Описание миропорядка писцами вылилось в
создание древней «математики», «астрономии», «техники» и осознавалось
как сакральное действие по восстановлению нарушенного миропорядка.
Итак, в культурах древних государств развитие техники определялось зна-
ковыми средствами, на формирование техники оказывала влияние форма
культурного осознания.
      В античной культуре Греции и Рима с появлением научного и фило-