ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
115
На Востоке были иные традиции. Здесь господствовал идеал мини-
мального вмешательства в природные и социальные процессы, а также
идеал единства истины и нравственности. В наше время внутри современ-
ной западной культуры возникают новые мировоззренческие образы, в
чем-то совпадающие с философскими идеями Востока. Следовательно, в
недрах техногенной культуры стали возникать мировоззренческие образы,
перекликающиеся с идеями Востока. Имеются в виду современные пред-
ставления научной картины мира и формы мышления, порождаемые
практикой жизни.
В современной науке возникло новое видение природной среды.
Природу рассматривается как целостная система, преобразование которой
можно осуществлять лишь в определенных пределах. Нарушение ее цело-
стности может привести к исчезновению многих биоценозов и гибели че-
ловечества. После создания В.И. Вернадским учения о биосфере как цело-
стной системе жизни, взаимодействующей с неорганической оболочкой
Земли, и после становления науки экологии – новое понимание стало на-
учным принципом. Это привело к созданию новой этики, куда вошла био-
сферная этика, ограничивающая свободу действий человека в борьбе за
существование. Новая этика по замыслу ее сторонников (О. Леопольд,
Л. Уайт, Э. Ласло и др.) должна регулировать взаимоотношения человека с
природой, животными и растениями, формируя убеждения индивидуаль-
ной ответственности перед жизнью. Параллельно с созданием новой этики
выдвигаются программы реформации традиционных религий, формирова-
ния нового мировоззрения, что способствует возникновению идеала ответ-
ственности перед природой, в понимании человеческой деятельности как
естественного процесса, не противоречащего природе. Можно сказать, что
современные научные представления о природной среде перекликаются с
принципами восточных культур, а также философией русского космизма.
Представления о мире как едином организме имеются во всех тради-
ционных космологиях Востока, в них встроен идеал внутреннего единства
человека и природы. Этот идеал выражает суть даосизма, конфуцианства и
буддийское учения о дхарме, где все элементы равносильны и связаны ме-
жду собой. Мир воспринимается этими учениями как целостный организм,
и человек, включенный в этот мир, должен ощутить мировой ритм, при-
вести свой разум в соответствие с «небесным ритмом» – тогда он может
постичь природу вещей и услышать «музыку человечества».
Известный исследователь древнекитайской науки и культуры Дж.
Ниддам отмечал, что научная революция обособила научную истину от
нравственности, а потому мир стал более опасным, – в восточных культу-
рах этого никогда не было. Невозможно точно предсказать будущее пове-
дение систем, а потому нужно знать не только возможные сценарии, необ-
ходимо учитывать ценностные и нравственные установки, которые мо-
гут предостеречь от опасных и необдуманных действий. В наше время
115 На Востоке были иные традиции. Здесь господствовал идеал мини- мального вмешательства в природные и социальные процессы, а также идеал единства истины и нравственности. В наше время внутри современ- ной западной культуры возникают новые мировоззренческие образы, в чем-то совпадающие с философскими идеями Востока. Следовательно, в недрах техногенной культуры стали возникать мировоззренческие образы, перекликающиеся с идеями Востока. Имеются в виду современные пред- ставления научной картины мира и формы мышления, порождаемые практикой жизни. В современной науке возникло новое видение природной среды. Природу рассматривается как целостная система, преобразование которой можно осуществлять лишь в определенных пределах. Нарушение ее цело- стности может привести к исчезновению многих биоценозов и гибели че- ловечества. После создания В.И. Вернадским учения о биосфере как цело- стной системе жизни, взаимодействующей с неорганической оболочкой Земли, и после становления науки экологии – новое понимание стало на- учным принципом. Это привело к созданию новой этики, куда вошла био- сферная этика, ограничивающая свободу действий человека в борьбе за существование. Новая этика по замыслу ее сторонников (О. Леопольд, Л. Уайт, Э. Ласло и др.) должна регулировать взаимоотношения человека с природой, животными и растениями, формируя убеждения индивидуаль- ной ответственности перед жизнью. Параллельно с созданием новой этики выдвигаются программы реформации традиционных религий, формирова- ния нового мировоззрения, что способствует возникновению идеала ответ- ственности перед природой, в понимании человеческой деятельности как естественного процесса, не противоречащего природе. Можно сказать, что современные научные представления о природной среде перекликаются с принципами восточных культур, а также философией русского космизма. Представления о мире как едином организме имеются во всех тради- ционных космологиях Востока, в них встроен идеал внутреннего единства человека и природы. Этот идеал выражает суть даосизма, конфуцианства и буддийское учения о дхарме, где все элементы равносильны и связаны ме- жду собой. Мир воспринимается этими учениями как целостный организм, и человек, включенный в этот мир, должен ощутить мировой ритм, при- вести свой разум в соответствие с «небесным ритмом» – тогда он может постичь природу вещей и услышать «музыку человечества». Известный исследователь древнекитайской науки и культуры Дж. Ниддам отмечал, что научная революция обособила научную истину от нравственности, а потому мир стал более опасным, – в восточных культу- рах этого никогда не было. Невозможно точно предсказать будущее пове- дение систем, а потому нужно знать не только возможные сценарии, необ- ходимо учитывать ценностные и нравственные установки, которые мо- гут предостеречь от опасных и необдуманных действий. В наше время
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- …
- следующая ›
- последняя »