Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 117 стр.

UptoLike

Рубрика: 

117
ного развития.
В основе информационного общества, его структуры и динамики
лежит производство информации, а не материальных ценностей как в
предшествующем ему обществе. Это общество означает переход от трудо-
вого общества к деятельному. Принцип свободной деятельности станет
движущей его силой. Этот переход предполагает реформирование как ми-
ровоззрения общества, так и его системы ценностей, непрерывность обра-
зования, поскольку знания приобретают статус нового капитала в общест-
ве. Это общество требует новой культуры жизни, новых принципов воспи-
тания и творческого отношения ко всему.
Английский ученый И. Масуда даже полагает, что жизнь человека в
новой информационной среде может привести к возникновению нового
биологического типа человека гомо-интеллигенс. По его мнению, со-
временный человек довел свое существование до видового кризиса. Этот
кризис может быть преодолен в ходе появления нового вида человека.
Возникновение гомо-сапиенс было связано с трансформацией лобных до-
лей, появлением языка и развитием кисти руки. Этим трем направлениям
развития человека современная технология предоставляет новые средства
компьютеры, электронные телекоммуникации и робототехнику. Их воз-
действие на человека, соединение возможностей самого человека и новых
информационных технологий приведет к появлению гомо-интеллигенс
[См.: 2. С. 66].
В динамичном информационном веке главным элементом является
интеллектуальный потенциал страны, превращение его в производитель-
ную и социально-творческую силу. Следовательно, живя в эпоху перехода
к информационной цивилизации, следует осуществлять не модернизацию,
основанную на принципе «догонять и перегонять», бездумно перенимая
чужие стандарты, а трансформировать общество путем синтеза общеци-
вилизационного и своего социокультурного опыта, как это сделала Япо-
ния.
Известно, что капитализм не был «построен», он сложился сам со-
бой. Сложился, конечно, не без участия людей, но не по их воле, ибо чело-
вечество не свободно выбирать общественное устройство. Социальные и
экономические процессы развиваются по собственной инерции и возника-
ют объективно, вынуждая людей и социальные группы вести себя опреде-
ленным образом, хотят они того или нет.
Переход к информационному обществу можно рассматривать как ес-
тественное развитие и интеграцию техногенной цивилизации, ее культуры
и как образование целостной системы. Вне этой системы элементы новой
цивилизации не будут выполнять свои функции, ибо и элементы, и сама
система являются продуктом исторической эволюции человечества. Чтобы
создать информационное общество по собственному произволу, человече-
ство должно обладать способностью управлять не только своим развитием,
                                  117
ного развития.
      В основе информационного общества, его структуры и динамики
лежит производство информации, а не материальных ценностей как в
предшествующем ему обществе. Это общество означает переход от трудо-
вого общества к деятельному. Принцип свободной деятельности станет
движущей его силой. Этот переход предполагает реформирование как ми-
ровоззрения общества, так и его системы ценностей, непрерывность обра-
зования, поскольку знания приобретают статус нового капитала в общест-
ве. Это общество требует новой культуры жизни, новых принципов воспи-
тания и творческого отношения ко всему.
      Английский ученый И. Масуда даже полагает, что жизнь человека в
новой информационной среде может привести к возникновению нового
биологического типа человека – гомо-интеллигенс. По его мнению, со-
временный человек довел свое существование до видового кризиса. Этот
кризис может быть преодолен в ходе появления нового вида человека.
Возникновение гомо-сапиенс было связано с трансформацией лобных до-
лей, появлением языка и развитием кисти руки. Этим трем направлениям
развития человека современная технология предоставляет новые средства
– компьютеры, электронные телекоммуникации и робототехнику. Их воз-
действие на человека, соединение возможностей самого человека и новых
информационных технологий приведет к появлению гомо-интеллигенс
[См.: 2. С. 66].
      В динамичном информационном веке главным элементом является
интеллектуальный потенциал страны, превращение его в производитель-
ную и социально-творческую силу. Следовательно, живя в эпоху перехода
к информационной цивилизации, следует осуществлять не модернизацию,
основанную на принципе «догонять и перегонять», бездумно перенимая
чужие стандарты, а трансформировать общество путем синтеза общеци-
вилизационного и своего социокультурного опыта, как это сделала Япо-
ния.
      Известно, что капитализм не был «построен», он сложился сам со-
бой. Сложился, конечно, не без участия людей, но не по их воле, ибо чело-
вечество не свободно выбирать общественное устройство. Социальные и
экономические процессы развиваются по собственной инерции и возника-
ют объективно, вынуждая людей и социальные группы вести себя опреде-
ленным образом, – хотят они того или нет.
      Переход к информационному обществу можно рассматривать как ес-
тественное развитие и интеграцию техногенной цивилизации, ее культуры
и как образование целостной системы. Вне этой системы элементы новой
цивилизации не будут выполнять свои функции, ибо и элементы, и сама
система являются продуктом исторической эволюции человечества. Чтобы
создать информационное общество по собственному произволу, человече-
ство должно обладать способностью управлять не только своим развитием,