ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
118
но и социальной эволюцией, что ему недоступно.
Академик Н.Н. Моисеев полагает, что человек властен в очень не-
многом, и ему не дано знать пути в будущее, как и само будущее. Разум,
которым он наделен, позволяет ему лишь предвидеть некоторые опасно-
сти и выделить контуры будущего. Рационализм, утвердившийся в XVIII
веке, был необходим для развития культуры техногенной цивилизации.
Рациональный метод Нового времени дал возможность для реализации
интеллекта человека и его индивидуальности, но теперь возможности
этого метода исчерпаны. Человечество столкнулось с необходимостью
изучения сложных систем, исследование которых требует и нерациональ-
ных средств. Имея новые средства, человек начинает действовать по-
другому. Значит, история идет по-иному. Человеческий интеллект начина-
ет играть определяющую роль в судьбе человечества.
Человечество переходит к «высшим технологиям», что требует вы-
сокой квалификации и сознательной дисциплины на всех рабочих местах.
Человек этого общества должен быть морально подготовлен к своей дея-
тельности. Необходимо обеспечить передачу знаний, профессиональных
навыков, культурных ценностей. И те государства, которые это делают в
согласии со своими традициями и национальными особенностями, оказы-
ваются в выигрышном положении.
На протяжении всей истории общества большую роль играют ин-
формационные процессы. Это связано с развитием коллективного интел-
лекта. Он возник и развивается одновременно с индивидуальным интел-
лектом. Развитие коллективного интеллекта такой же естественный про-
цесс, как и индивидуального. Обмен информацией между двумя людьми
приводит не к удвоению эффекта, а к чему-то большему. Обмен информа-
цией – источник памяти. Только с возникновением коллективной памяти
возможно возникновение цивилизаций [См. 5].
Возможности совершенствования коллективного интеллекта осуще-
ствляются по мере развития способов накопления, хранения, передачи и
обмена информацией. Совершенствование этих процессов – одна из при-
чин быстрого развития науки, техники и перехода к «высшим» технологи-
ям. Человечество, которое можно теперь рассматривать как планетарное,
как бы обретает общий планетарный интеллект. Он может открыть новые
перспективы для развития человека как биологического вида (о чем писал
И. Масуда). Общество вступает в фазу своего развития, которую можно
назвать информационной цивилизацией. Наступление этой фазы ускоряет
создание международных телекоммуникационных систем, что осуществи-
лось уже сейчас в форме Интернета.
Мы можем лишь очертить контуры будущего, ожидающего нас. Ви-
димо, постиндустриальная цивилизация будет не техноцентричной, подав-
ляющей человека техникой, а культуроцентричной, ориентированной на
духовные ценности; будет не обезличивать, а сохранять социокультурное
118 но и социальной эволюцией, что ему недоступно. Академик Н.Н. Моисеев полагает, что человек властен в очень не- многом, и ему не дано знать пути в будущее, как и само будущее. Разум, которым он наделен, позволяет ему лишь предвидеть некоторые опасно- сти и выделить контуры будущего. Рационализм, утвердившийся в XVIII веке, был необходим для развития культуры техногенной цивилизации. Рациональный метод Нового времени дал возможность для реализации интеллекта человека и его индивидуальности, но теперь возможности этого метода исчерпаны. Человечество столкнулось с необходимостью изучения сложных систем, исследование которых требует и нерациональ- ных средств. Имея новые средства, человек начинает действовать по- другому. Значит, история идет по-иному. Человеческий интеллект начина- ет играть определяющую роль в судьбе человечества. Человечество переходит к «высшим технологиям», что требует вы- сокой квалификации и сознательной дисциплины на всех рабочих местах. Человек этого общества должен быть морально подготовлен к своей дея- тельности. Необходимо обеспечить передачу знаний, профессиональных навыков, культурных ценностей. И те государства, которые это делают в согласии со своими традициями и национальными особенностями, оказы- ваются в выигрышном положении. На протяжении всей истории общества большую роль играют ин- формационные процессы. Это связано с развитием коллективного интел- лекта. Он возник и развивается одновременно с индивидуальным интел- лектом. Развитие коллективного интеллекта такой же естественный про- цесс, как и индивидуального. Обмен информацией между двумя людьми приводит не к удвоению эффекта, а к чему-то большему. Обмен информа- цией – источник памяти. Только с возникновением коллективной памяти возможно возникновение цивилизаций [См. 5]. Возможности совершенствования коллективного интеллекта осуще- ствляются по мере развития способов накопления, хранения, передачи и обмена информацией. Совершенствование этих процессов – одна из при- чин быстрого развития науки, техники и перехода к «высшим» технологи- ям. Человечество, которое можно теперь рассматривать как планетарное, как бы обретает общий планетарный интеллект. Он может открыть новые перспективы для развития человека как биологического вида (о чем писал И. Масуда). Общество вступает в фазу своего развития, которую можно назвать информационной цивилизацией. Наступление этой фазы ускоряет создание международных телекоммуникационных систем, что осуществи- лось уже сейчас в форме Интернета. Мы можем лишь очертить контуры будущего, ожидающего нас. Ви- димо, постиндустриальная цивилизация будет не техноцентричной, подав- ляющей человека техникой, а культуроцентричной, ориентированной на духовные ценности; будет не обезличивать, а сохранять социокультурное
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- …
- следующая ›
- последняя »