Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 50 стр.

UptoLike

Рубрика: 

50
University Press Inc., New York, 2004.
10. Susan Blackmore. Conversations on Consciousness. Published in the Unit-
ed States by Oxford Uniiversity Press Inc., New York. 2005.
ГЛАВА 4. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Познание является специфически человеческой духовной деятельно-
стью, направленной на постижение истины. Как правило, человек в своей
познавательной деятельности интересуется тем, на что направлено позна-
ние и не задумывается над вопросом, как происходит сам процесс позна-
вания. А между тем, еще на заре возникновения философии, великие умы
древности осознавали невозможность постижения истины вне анализа са-
мой познавательной деятельности. Уже с тех далеких времени процесс по-
знания стал объектом философских размышлений и исследований, кото-
рые образовали специфическую область философского знания теорию
познания или гносеологию.
Философам, обратившимся к анализу познавательной деятельности
человека, пришлось искать ответы на непростые вопросы об источниках,
средствах, возможностях и границах познания, структуре, закономерно-
стях и методах познания, соотношении в познании объективного и субъек-
тивного содержания, критерии истины и т.д. Ответы на эти и другие во-
просы составили содержание вошедших в историю философии многочис-
ленных и разнообразных учений о познании.
Конечно, многообразие философских концепций познания определя-
лось не только чрезвычайной сложностью гносеологических проблем. Бо-
лее фундаментальной основой такого положения дел являлся принципи-
альный плюрализм философского знания, определяемый произвольным
выбором исходных теоретических и ценностных постулатов, формирую-
щих философское мировоззрение. По этой причине теория познания как
составная часть философского учения и в наши дни является областью
теоретического диалога, столкновения различных точек зрения. Это от-
нюдь не значит, что в философском осмыслении познавательной деятель-
ности человека нет прогресса. История реального познания обогатила со-
временную гносеологическую мысль множеством новых идей, дающих ос-
нование утверждать, что современные гносеологические концепции более
адекватны своему предмету. Многие исследователи эти достижения связы-
вают с существенными изменениями в понимании субъекта познания ос-
новополагающей и определяющей категории любого учения о познании.
Проблема субъекта познания
Когда предметом исследования является процесс познания, естест-
венно, возникает вопрос: кого следует считать субъектом познания? Во-
                                    50
    University Press Inc., New York, 2004.
10. Susan Blackmore. Conversations on Consciousness. Published in the Unit-
    ed States by Oxford Uniiversity Press Inc., New York. 2005.

     ГЛАВА 4. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

      Познание является специфически человеческой духовной деятельно-
стью, направленной на постижение истины. Как правило, человек в своей
познавательной деятельности интересуется тем, на что направлено позна-
ние и не задумывается над вопросом, как происходит сам процесс позна-
вания. А между тем, еще на заре возникновения философии, великие умы
древности осознавали невозможность постижения истины вне анализа са-
мой познавательной деятельности. Уже с тех далеких времени процесс по-
знания стал объектом философских размышлений и исследований, кото-
рые образовали специфическую область философского знания – теорию
познания или гносеологию.
      Философам, обратившимся к анализу познавательной деятельности
человека, пришлось искать ответы на непростые вопросы об источниках,
средствах, возможностях и границах познания, структуре, закономерно-
стях и методах познания, соотношении в познании объективного и субъек-
тивного содержания, критерии истины и т.д. Ответы на эти и другие во-
просы составили содержание вошедших в историю философии многочис-
ленных и разнообразных учений о познании.
      Конечно, многообразие философских концепций познания определя-
лось не только чрезвычайной сложностью гносеологических проблем. Бо-
лее фундаментальной основой такого положения дел являлся принципи-
альный плюрализм философского знания, определяемый произвольным
выбором исходных теоретических и ценностных постулатов, формирую-
щих философское мировоззрение. По этой причине теория познания как
составная часть философского учения и в наши дни является областью
теоретического диалога, столкновения различных точек зрения. Это от-
нюдь не значит, что в философском осмыслении познавательной деятель-
ности человека нет прогресса. История реального познания обогатила со-
временную гносеологическую мысль множеством новых идей, дающих ос-
нование утверждать, что современные гносеологические концепции более
адекватны своему предмету. Многие исследователи эти достижения связы-
вают с существенными изменениями в понимании субъекта познания – ос-
новополагающей и определяющей категории любого учения о познании.

                      Проблема субъекта познания

     Когда предметом исследования является процесс познания, естест-
венно, возникает вопрос: кого следует считать субъектом познания? Во-