Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 51 стр.

UptoLike

Рубрика: 

51
прос риторический, поскольку ответ на него очевиден: субъектом челове-
ческого познания является человек. Но в таком случае возникает еще во-
прос: что такое человек? Насколько прост ответ на первый вопрос, на-
столько сложен и неоднозначен ответ на второй. Философы, исследующие
процесс познания, единодушны в признании субъектом познания человека,
но их взгляды существенно расходятся в понимании человека как субъекта
познания. Эти различия, разумеется, не могли не влиять на их представле-
ния о самом процессе познания.
На ранних стадиях развития философской мысли человек понимался
натуралистически, это приводило к тому, что его познавательная деятель-
ность сводилась к естественным и психологическим предпосылкам, а со-
циальные аспекты познания или оставались вне поля зрения или игнориро-
вались. Современное понимание социальной природы человека настоя-
тельно требует осмысления процесса познания как социальной, культурно-
исторической деятельности человека, реализуемой субъектом познания в
контексте наличного социального бытия и обусловленного многообразны-
ми, исторически сложившимися реальностями общественной жизни.
На современное понимание социальной природы человека сильное
влияние оказала марксистская концепция человека. В марксизме социаль-
ный подход к проблеме человека был приоритетным. Согласно этой кон-
цепции, именно возникновение общества на базе совместной орудийной
деятельности явилось решающим фактором превращения биологического
предка человека в человека разумного, формирования его духовности и
способности к человеческой познавательной деятельности. Слишком ради-
кальный социологизм Маркса в понимании человека нередко подвергается
критике и не без основания.
Однако если мы отвлечемся от проблемы генезиса человеческого ро-
да, остающейся еще во многом нерешенной, а обратимся к появлению лю-
бого человека как потенциального субъекта познания, то его социальная
обусловленность не может вызвать каких-либо возражений. Достаточно
обратить внимание только на то обстоятельство, неоднократно получавшее
подтверждение в реальной жизни, что появившийся на свет человек при-
обретает способность мыслить, т.е. быть субъектом познания, только в со-
циальной среде. В общении с себе подобными у него формируется созна-
ние и происходит процесс вживания в то, что было сотворено его предка-
ми. Это значит, что и наш потенциальный субъект познания, и все живу-
щие в историческом времени реальные субъекты познания социально де-
терминированы и поэтому их познавательная деятельность носит социаль-
ный характер.
Что же следует отнести к социальным детерминантам субъекта по-
знания? Прежде всего это все накопленное в истории познания знание и
другие результаты духовной деятельности. Приобретаемые бесчисленным
множеством реальных субъектов познания, они образовали специфический
                                  51
прос риторический, поскольку ответ на него очевиден: субъектом челове-
ческого познания является человек. Но в таком случае возникает еще во-
прос: что такое человек? Насколько прост ответ на первый вопрос, на-
столько сложен и неоднозначен ответ на второй. Философы, исследующие
процесс познания, единодушны в признании субъектом познания человека,
но их взгляды существенно расходятся в понимании человека как субъекта
познания. Эти различия, разумеется, не могли не влиять на их представле-
ния о самом процессе познания.
      На ранних стадиях развития философской мысли человек понимался
натуралистически, это приводило к тому, что его познавательная деятель-
ность сводилась к естественным и психологическим предпосылкам, а со-
циальные аспекты познания или оставались вне поля зрения или игнориро-
вались. Современное понимание социальной природы человека настоя-
тельно требует осмысления процесса познания как социальной, культурно-
исторической деятельности человека, реализуемой субъектом познания в
контексте наличного социального бытия и обусловленного многообразны-
ми, исторически сложившимися реальностями общественной жизни.
      На современное понимание социальной природы человека сильное
влияние оказала марксистская концепция человека. В марксизме социаль-
ный подход к проблеме человека был приоритетным. Согласно этой кон-
цепции, именно возникновение общества на базе совместной орудийной
деятельности явилось решающим фактором превращения биологического
предка человека в человека разумного, формирования его духовности и
способности к человеческой познавательной деятельности. Слишком ради-
кальный социологизм Маркса в понимании человека нередко подвергается
критике и не без основания.
      Однако если мы отвлечемся от проблемы генезиса человеческого ро-
да, остающейся еще во многом нерешенной, а обратимся к появлению лю-
бого человека как потенциального субъекта познания, то его социальная
обусловленность не может вызвать каких-либо возражений. Достаточно
обратить внимание только на то обстоятельство, неоднократно получавшее
подтверждение в реальной жизни, что появившийся на свет человек при-
обретает способность мыслить, т.е. быть субъектом познания, только в со-
циальной среде. В общении с себе подобными у него формируется созна-
ние и происходит процесс вживания в то, что было сотворено его предка-
ми. Это значит, что и наш потенциальный субъект познания, и все живу-
щие в историческом времени реальные субъекты познания социально де-
терминированы и поэтому их познавательная деятельность носит социаль-
ный характер.
      Что же следует отнести к социальным детерминантам субъекта по-
знания? Прежде всего это все накопленное в истории познания знание и
другие результаты духовной деятельности. Приобретаемые бесчисленным
множеством реальных субъектов познания, они образовали специфический