ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
53
проблемы истины обычно связывался с критерием общепризнанности, од-
нако более фундаментальной социальной стороной проблемы истины яв-
ляется исторический характер постижения человеком внешнего мира по-
средством определения ограниченности уже приобретенного знания.
Рассмотрим эти проблемы.
Познание – исторический процесс
Познание развивается только тогда, когда существует стимул, за-
ставляющий человека заниматься этой деятельностью. Обычно, когда ста-
вится вопрос об источнике исторического развития познания, утверждает-
ся, что таковым является противоречие между исторически ограниченным
знанием и бесконечным в своем многообразии предметом познания. Такое
противоречие действительно является непременным условием развития
познания, но это ни в коей мере не означает, что оно стимулирует познава-
тельную деятельность. Для того чтобы быть стимулом, это противоречие
должно актуализироваться, т.е. из внешнего для сознания стать его внут-
ренним противоречием. Процесс актуализации предполагает сопоставле-
ние уже существующего знания о предмете с неизвестным, как говорил Ге-
гель, «вещи для нас» с «вещью в себе». Но такое сопоставление принципи-
ально невозможно, поскольку неизвестная «вещь в себе» находится вне
сознания. То, что принципиально недостижимо в познавательной деятель-
ности, решается практически. Практика всегда реализует уже накопленные
знания, а так как последним свойственна обобщающая функция, реали-
зующая их практика расширяет свою сферу во времени и пространстве,
что рано или поздно, как правило случайно, приводит действующего субъ-
екта к соприкосновению с неизвестным, дающим о себе знать сопротивле-
нием. Сопротивление непознанного мира – повседневное явление в жизни
каждого человека, оно стимулирует индивидуальную познавательную ак-
тивность. Однако далеко не каждый случай сопротивления имеет значение
для развития общечеловеческого познания. Таковыми могут быть только
те, которые невозможно объяснить всем уже накопленным человечеством
массивом знания. Бесчисленные коммуникативные связи между познаю-
щими и действующими субъектами-индивидами, в конце концов, устанав-
ливают такие точки сопротивления, что и порождает проблему в развитии
общечеловеческого познания. Появление проблемы как общезначимого
знания о незнании и завершает актуализацию противоречия между знани-
ем и предметом и создает реальный стимул развития исторического позна-
ния.
Возникновение проблемы стимулирует появление новых идей, точ-
нее, предположений относительно неизвестного предмета сопротивления.
Эти идеи-предположения конкурируют между собой и, в конечном счете,
побеждает та, которая содержит в себе знание, позволяющее преодолевать
53 проблемы истины обычно связывался с критерием общепризнанности, од- нако более фундаментальной социальной стороной проблемы истины яв- ляется исторический характер постижения человеком внешнего мира по- средством определения ограниченности уже приобретенного знания. Рассмотрим эти проблемы. Познание – исторический процесс Познание развивается только тогда, когда существует стимул, за- ставляющий человека заниматься этой деятельностью. Обычно, когда ста- вится вопрос об источнике исторического развития познания, утверждает- ся, что таковым является противоречие между исторически ограниченным знанием и бесконечным в своем многообразии предметом познания. Такое противоречие действительно является непременным условием развития познания, но это ни в коей мере не означает, что оно стимулирует познава- тельную деятельность. Для того чтобы быть стимулом, это противоречие должно актуализироваться, т.е. из внешнего для сознания стать его внут- ренним противоречием. Процесс актуализации предполагает сопоставле- ние уже существующего знания о предмете с неизвестным, как говорил Ге- гель, «вещи для нас» с «вещью в себе». Но такое сопоставление принципи- ально невозможно, поскольку неизвестная «вещь в себе» находится вне сознания. То, что принципиально недостижимо в познавательной деятель- ности, решается практически. Практика всегда реализует уже накопленные знания, а так как последним свойственна обобщающая функция, реали- зующая их практика расширяет свою сферу во времени и пространстве, что рано или поздно, как правило случайно, приводит действующего субъ- екта к соприкосновению с неизвестным, дающим о себе знать сопротивле- нием. Сопротивление непознанного мира – повседневное явление в жизни каждого человека, оно стимулирует индивидуальную познавательную ак- тивность. Однако далеко не каждый случай сопротивления имеет значение для развития общечеловеческого познания. Таковыми могут быть только те, которые невозможно объяснить всем уже накопленным человечеством массивом знания. Бесчисленные коммуникативные связи между познаю- щими и действующими субъектами-индивидами, в конце концов, устанав- ливают такие точки сопротивления, что и порождает проблему в развитии общечеловеческого познания. Появление проблемы как общезначимого знания о незнании и завершает актуализацию противоречия между знани- ем и предметом и создает реальный стимул развития исторического позна- ния. Возникновение проблемы стимулирует появление новых идей, точ- нее, предположений относительно неизвестного предмета сопротивления. Эти идеи-предположения конкурируют между собой и, в конечном счете, побеждает та, которая содержит в себе знание, позволяющее преодолевать
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- …
- следующая ›
- последняя »