Целостность природы, культуры и человеческой личности. Барыкина Е.И - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

3. Основные теоретические сведения
Введение
Наши знания о природе, ее устройстве и законах ее развития являются
заведомо неполными, так как мы не можем охватить своим разумом
одновременно все существующие связи между объектами материального мира.
Эти знаниявсего лишь модели реального мира, построенные нашим разумом
для некоторых идеализированных условий при целом ряде упрощающих
допущений. Так, например, мы вводим понятияидеального газа”, “идеальной
жидкости ”, “абсолютно твердого тела”, “материальной точкии т.п. Затем мы
усложняем наши модельные построения, вводим новые, более приближенные к
реальным условиям характеристики объекта. Например, в уравнение
КлайперонаМенделеева, описывающее состояние идеального газа, вводим
поправки, учитывающие размеры молекул и их взаимодействие на расстоянии,
и получаем уравнение Ван-дер-Вальса, которое описывает состояние газа,
более похожего на реальные газы. Так мы постепенно, шаг за шагом,
приближаемся к объективной истине.
Если построенные таким образом теоретические модели подтверждаются
экспериментально и в совокупности не противоречат друг другу, то мы можем
быть уверены в том, что наши знания, страдая неполнотой, все же дают
целостную картину мира.
Очевидно, что целостность наших знаний обусловлена целостностью
самой природы. Человек вместе со своими знаниями, созданными
материальными и духовными ценностями является продуктом эволюции
природы и ее частью. Будучи частью природы, человек должен развиваться
гармонично с ней, не противопоставляя себя природе. Однако к середине XX в.
знания и техническое могущество человека стали столь велики, что
необдуманное их использование может привести к глобальной экологической
катастрофе.
Такая стадия развития биосферы, при которой человек становиться
определяющим фактором ее дальнейшей эволюции, называется ноосферой.
Центральной идеей ноосферного развития биосферы Земли стала высказанная
В. И. Вернадским мысль о необходимости согласованного развития
(коэволюции) природы и человека. При этом человечество надо рассматривать
не как совокупность особей вида Homo sapiens, находящихся в определенных
социальных отношениях друг с другом, а как сообщество личностей,
обладающих не только индивидуальным, но и общественным сознанием и
являющихся носителями определенной культуры.
Различным аспектам этой проблемы и посвящена тема данного семинара.
5