ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
6
В культуре Древней Руси борьба традиционно выступает как одна из
популярнейших в народе забав. Об этом можно объективно судить по
литературным источникам. Записи собирателей русского фольклора дают
ясные представления о «русском стиле борьбы». На народных гуляньях
традиционно проходили борцовские поединки. Как правило, борьба начиналась
с «затравки» - поединков подростков. Затем в борьбу вступали и взрослые
бойцы . Поединки проходили по общим для всех «уговорам»: не бороться «по-
увечному».
О совершенстве техники борьбы можно судить по сохранившимся
памятникам изобразительного искусства : храмовым фрескам, русскому лубку ,
гравюрам и книжной миниатюре . В главном христианском храме Киевской
Руси – Софийском соборе – значительная часть фресок посвящена сюжетам,
отражающим элементы физической культуры . В северной башне собора
сохранилась фреска «Борцы», динамично передающая один из вариантов
русской поясной борьбы .
На Руси существовали различные варианты поединков: «Охотницкий
вариант» предполагал борьбу один на один , при борьбе «Стенка на стенку»
бились общинами, «Сцепленка -свалка» - вариант борьбы , когда каждый
боролся сам за себя до абсолютной личной победы. Вариант «Палочный бой»
предполагал борьбу с использованием предметов: палки и дубинки.
Поединки борцов были чрезвычайно интересными, поскольку были
насыщены целым каскадом технических приемов. Известны различные
варианты русской борьбы . Борьба «В крест» («В обхват», «В схватку»)
напоминает современную вольную борьбу , где ключевым правилом является
запрет на разрыв захвата до окончания поединка . Для победы в этой борьбе
решающее значение имела физическая сила атлета . Разновидность борьбы «Не
в схватку» предполагает произвольный захват и активную работу ног, что по
технике в наибольшей степени близко к современной борьбе самбо. Успех в
этом варианте борьбы определяется не только силой борца , но и ловкостью.
Борьба «Об одной руке» («За вороток» ) предполагает захват одной рукой за
ворот. Другая рука должна быть заложена за спину или находиться в
произвольном положении (без захвата ).
Таким образом , понятно, что культура борьбы , технические особенности
«русского стиля» борьбы были в Древней Руси чрезвычайно высоки и имели
устойчивые этнические традиции.
С течением времени техническое содержание борьбы заметно росло и
развивалось. Появился целый ряд носивших уже определенные названия
приемов, которые народ точно знал и употреблял: «броски с носка», «схватить
на косу бедру», «поставить на голову», «забрать поперек живота», «сокрутой
метать» , «согнуть корчагою».
В заключение можно сказать, что борьба в России возникла и развивалась
как самостоятельное, национальное явление. Самобытная борьба перешла в
спортивную форму борьбы – борьбу на поясах.
6 В ку льт у ре Д ревн ей Р у си борьба т ра д ицион н о вы ст у п а ет ка к од н а из п оп у ля рн ейш их в н а род е за ба в. Об эт ом м ож н о объект ивн о су д ит ь п о лит ера т у рн ы м ист очн ика м. За п иси собира т елей ру сского ф ольклора д а ют я сн ы е п ред ст а влен ия о «ру сском ст иле борьбы » . На н а род н ы х гу ля н ья х т ра д ицион н о п роход или борцовские п оед ин ки. Ка к п ра в ило, борьба н а чин а ла сь с «за т ра вки» - п оед ин ков п од рост ков. За т ем в борьбу вст у п а ли и взрослы е бойцы . Поед ин ки п роход или п о общ им д ля всех «у говора м » : н е борот ься «п о- у вечн ом у » . О соверш ен ст ве т ехн ики борьбы мож н о су д ит ь п о сохра н ивш им ся п а мя т н ика м изобра зит ельн ого иску сст ва : хра м овы м ф реска м , ру сском у лу бку , гра вюра м и кн иж н ой м ин иа т юре. В гла вн ом христ иа н ском хра м е Киевской Р у си – С оф ийском соборе – зн а чит ельн а я ча ст ь ф ресок п освя щ ен а сюж ет а м, от ра ж а ющ им элем ен т ы ф изической ку льт у ры . В северн ой ба ш н е собора сохра н ила сь ф реска «Борцы » , д ин а м ичн о п еред а ющ а я од ин из ва риа н т ов ру сской п оя сн ойборьбы . На Р у си су щ ест вова ли ра зличн ы е ва риа н т ы п оед ин ков: «О хот н ицкий ва риа н т » п ред п ола га л борьбу од ин н а од ин , п ри борьбе «С т ен ка н а ст ен ку » бились общ ин а м и, «С цеп лен ка -сва лка » - ва риа н т борьбы , когд а ка ж д ы й боролся са м за себя д о а бсолют н ой личн ой п обед ы . Ва риа н т «П а лочн ы й бой» п ред п ола га л борьбу с исп ользова н ием п ред м ет ов: п а лки и д у бин ки. Поед ин ки борцов бы ли чрезвы ча йн о ин т ересн ы ми, п оскольку бы ли н а сы щ ен ы целы м ка ска д ом т ехн ических п рием ов. И звест н ы ра зличн ы е ва риа н т ы ру сской борьбы . Борьба «В крест » («В обхва т » , «В схва т ку » ) н а п ом ин а ет современ н у ю вольн у ю борьбу , гд е ключевы м п ра вилом я вля ет ся за п рет н а ра зры в за хва т а д о окон ча н ия п оед ин ка . Д ля п обед ы в эт ой борьбе реш а ющ ее зн а чен ие имела ф изическа я сила а т лет а . Р а зн ов ид н ост ь борьбы «Не в схва т ку » п ред п ола га ет п роизвольн ы й за хва т и а кт ивн у ю ра бот у н ог, чт о п о т ехн ике в н а ибольш ей ст еп ен и близко к соврем ен н ой борьбе са м бо. У сп ех в эт ом ва риа н т е борьбы оп ред еля ет ся н е т олько силой борца , н о и ловкост ью. Борьба «Об од н ой ру ке» («За ворот ок» ) п ред п ола га ет за хва т од н ой ру кой за ворот . Д ру га я ру ка д олж н а бы т ь за лож ен а за сп ин у или н а ход ит ься в п роизвольн ом п олож ен ии (без за хва т а ). Та ким обра зом , п он я т н о, чт о ку льт у ра борьбы , т ехн ические особен н ост и «ру сского ст иля » борьбы бы ли в Д ревн ей Р у си чрезвы ча йн о в ы соки и им ели у ст ойчивы е эт н ические т ра д иции. С т ечен ием времен и т ехн ическое сод ерж а н ие борьбы за м ет н о росло и ра звива лось. Поя вился целы й ря д н осивш их у ж е оп ред елен н ы е н а зва н ия п рием ов, кот оры е н а род т очн о зн а л и у п от ребля л: «броски с н оска » , «схва т ит ь н а косу бед ру » , «п ост а вит ь н а голову » , «за бра т ь п оп ерек ж ивот а » , «сокру т ой м ет а т ь» , «согн у т ь корча гою» . В за ключен ие м ож н о ска за т ь, чт о борьба в Р оссии возн икла и ра звива ла сь ка к са м ост оя т ельн ое, н а цион а льн ое я влен ие. С а м обы т н а я борьба п ереш ла в сп орт ивн у ю ф орм у борьбы – борьбу н а п оя са х.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »