ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3
приводят к революции. Она происходит в 1789-94 годах, войдя в историю как Вели-
кая францу зская бу ржуазная революция.
Таким образом, XVIII век проходит во Франции как бы под знаком подготовки
этого величайшего в ее истории события, означавшего полнейший крах всей фео-
дальной и абсолютистской системы. В условиях п остепенно назревающей револю-
ционной ситуации в стране развертывается просветительское движение, которое
ставит перед собой следующие задачи:
Во-первых, французское Просвещение развертывает резкую критику всех
феодальных институтов, начиная с абсолютной монархии и кончая церковью как
идеологическим оплотом феодализма, стремясь доказать их неразумн ость и, следо-
вательно, необходимо сть изменений форм и законов общественной жизни. Просве-
тители во Франции выступают пр отив сословного неравенства, несправедливых
привилегий аристократии и духовенства, против религиозной нетерпимости, догма-
тизма, предрассу дков и заблуждений, которые они находят в разного рода веро-
учениях. Особое внимание они уделяют науке, разрабатывая новые подходы и ме-
тоды познания человеком окружающего его мира. Это находит отражение в появ-
лении таких философских учений, как деизм и материализм, углубивших и развив-
ших сенсуализм английского философа Локка, который стал для французских мыс-
лителей ученым, показавшим им, что мир познается человеком через ор ганы чувств,
через ощущения, что мир первичен, а сознание человека вторич но. В XVIII веке во
Франции наука начинает играть огромную роль, не только формируя образ мыслей,
духовную жизнь людей, но и определяя общественное поведение человека того
времени.
Второй важнейшей особенностью просветительского движения во Франции,
как на это указывают исследователи, является интерес к проблемам общественного
и политического устройства жизни. Это дает себя знать в многочисленных о боб-
щающих трудах фр ан цузских пи сателей и ученых по вопросам теории государства и
права, форм политической власти и ее истории, проблеме равенства людей. В связи
с углублявшейся на протяжении XVIII века революционной ситуацией, в преддве-
рии революции, наступление которой предчувствовалось многими французскими
просветителями, было особенно актуально разрабатывать вопросы, связанные с воз-
можным будущим общественным переустройством.
И, наконец, третье направление, которое отличает французское Просвещение,
проявляет себя в р а спространении идей Жан-Жака Руссо и связанного с его учением
сентиментализма. Перу этого наиболее радикального французского просветителя
принадлежат труды, в которых он обращается к нравственно-этическим вопросам, к
пробл еме воспитания лично сти в духе новых, передовых идей. Руссо выдвигает иде-
ал свободного, естественного человека, ориентированного на разумные государст-
венные и общественные институты, человека, в котором гармонично сочеталось бы
личное и общественное, который мог бы быть одновременно и хорошим отцом, и
человеком, способным в ответственный момент отечественной истории совершить
3 приводят к революции. Она происходит в 1789-94 годах, войдя в историю как Вели- кая французская буржуазная революция. Таким образом, XVIII век проходит во Франции как бы под знаком подготовки этого величайшего в ее истории события, означавшего полнейший крах всей фео- дальной и абсолютистской системы. В условиях постепенно назревающей револю- ционной ситуации в стране развертывается просветительское движение, которое ставит перед собой следующие задачи: Во-первых, французское Просвещение развертывает резкую критику всех феодальных институтов, начиная с абсолютной монархии и кончая церковью как идеологическим оплотом феодализма, стремясь доказать их неразумность и, следо- вательно, необходимость изменений форм и законов общественной жизни. Просве- тители во Франции выступают против сословного неравенства, несправедливых привилегий аристократии и духовенства, против религиозной нетерпимости, догма- тизма, предрассудков и заблуждений, которые они находят в разного рода веро- учениях. Особое внимание они уделяют науке, разрабатывая новые подходы и ме- тоды познания человеком окружающего его мира. Это находит отражение в появ- лении таких философских учений, как деизм и материализм, углубивших и развив- ших сенсуализм английского философа Локка, который стал для французских мыс- лителей ученым, показавшим им, что мир познается человеком через органы чувств, через ощущения, что мир первичен, а сознание человека вторично. В XVIII веке во Франции наука начинает играть огромную роль, не только формируя образ мыслей, духовную жизнь людей, но и определяя общественное поведение человека того времени. Второй важнейшей особенностью просветительского движения во Франции, как на это указывают исследователи, является интерес к проблемам общественного и политического устройства жизни. Это дает себя знать в многочисленных обоб- щающих трудах французских писателей и ученых по вопросам теории государства и права, форм политической власти и ее истории, проблеме равенства людей. В связи с углублявшейся на протяжении XVIII века революционной ситуацией, в преддве- рии революции, наступление которой предчувствовалось многими французскими просветителями, было особенно актуально разрабатывать вопросы, связанные с воз- можным будущим общественным переустройством. И, наконец, третье направление, которое отличает французское Просвещение, проявляет себя в распространении идей Жан-Жака Руссо и связанного с его учением сентиментализма. Перу этого наиболее радикального французского просветителя принадлежат труды, в которых он обращается к нравственно-этическим вопросам, к проблеме воспитания личности в духе новых, передовых идей. Руссо выдвигает иде- ал свободного, естественного человека, ориентированного на разумные государст- венные и общественные институты, человека, в котором гармонично сочеталось бы личное и общественное, который мог бы быть одновременно и хорошим отцом, и человеком, способным в ответственный момент отечественной истории совершить