Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
гражданский подвиг. Не случайно, что именно в годы французской революции
идеи Руссо были особенно популярны.
Обращаясь к деятельности французских просветителей, следует также сказать,
что их отличает не только поразительное понимание нужд современ ного им общест-
ва и умение откликнуться на наиболее актуальные пробл емы общественной жизни.
Французских просветителей характеризует удивительная мн огосторонность интере-
сов, универсальность, проявляющаяся в их осведомленности во всех сферах жизни,
за что они были названы энцикл опедистами. Название это возник ло в связи с тем,
что многие из них стали авторами Энциклопедии Дени Дидро - словаря, посвящен-
ного самым разным сторонам современной жизни и исторического прошлого чело-
вечества. Французские просветители в одном лице соединили в себе общественных
деятелей и ученых, пропагандистов передовых идей, журналистов и людей искусст-
ва, писателей и первооткрывателей в разных областях наук и и техники. В преддве-
рии революции, нак ану не общественно-политических потрясений французское про-
свещение приобретает особый размах, о риентируется на самую широкую аудито-
рию, поэтому испол ьзует все возможные средства, чтобы заинтересовать ее. Это
имеет и еще одно важное последствие - демократизм, который отличает французское
просвещение в целом, несмотря на различия в позициях отдельных его представите-
лей.
Периодизация французского Просвещения
. Возникшее в 1715 году, в
эпоху регентства, французское Просвещение, идеи которого продол жали оставаться
в центре общественной жизни вплоть до революции1789 года, проходит в своем раз-
витии два этапа, приходящиеся на первую и вторую половину XVIII века. Рубежом
между ними прин ято считать 1751 год, когда начала выходить знаменитая Энцикло-
педия Дидро. Она сыграла огромную организующую роль, создав из разрозненной
кучки передовых философов и мыслителей как бы единый фрон т борцов против су-
ществующих общественных порядков.
В первой половине века французские просветители, среди которых самые
крупные - Монтескье и Вольтер - отличаются умеренностью своих политических и
философских взглядов. Наиболее популярной в это время является теория так назы-
ваемой просвещенной монархии , согласно которой для улучшения жизни людей
достаточно наличия на престоле умного, широко образованного, просвещенного ко-
роля, овладевшего всем необходимым для управления государством комплексом
знаний. Умеренное французское просвещение не выступало за коренное изменение
общественной жизни; оно требовало только юридического равенства всех людей
перед законом, выражая тем самым интересы наиболее состоятельной части фран-
цузского общества - уже наро дившейся буржуазии, которая становилась значитель-
ной экономической силой в стране, но принадлежала к лишенному прав третьему
сословию и не могла принимать участие в управлении государством.
Вторая половина века проходит под знаком более радикальных политических
и философских идей. Выр азителями их в этот период были Дидро и Руссо, высту-
                                       4
гражданский подвиг. Не случайно, что именно в годы французской революции
идеи Руссо были особенно популярны.
      Обращаясь к деятельности французских просветителей, следует также сказать,
что их отличает не только поразительное понимание нужд современного им общест-
ва и умение откликнуться на наиболее актуальные проблемы общественной жизни.
Французских просветителей характеризует удивительная многосторонность интере-
сов, универсальность, проявляющаяся в их осведомленности во всех сферах жизни,
за что они были названы энциклопедистами. Название это возникло в связи с тем,
что многие из них стали авторами Энциклопедии Дени Дидро - словаря, посвящен-
ного самым разным сторонам современной жизни и исторического прошлого чело-
вечества. Французские просветители в одном лице соединили в себе общественных
деятелей и ученых, пропагандистов передовых идей, журналистов и людей искусст-
ва, писателей и первооткрывателей в разных областях науки и техники. В преддве-
рии революции, накануне общественно-политических потрясений французское про-
свещение приобретает особый размах, ориентируется на самую широкую аудито-
рию, поэтому использует все возможные средства, чтобы заинтересовать ее. Это
имеет и еще одно важное последствие - демократизм, который отличает французское
просвещение в целом, несмотря на различия в позициях отдельных его представите-
лей.

     Периодизация французского Просвещения. Возникшее в 1715 году, в
эпоху регентства, французское Просвещение, идеи которого продолжали оставаться
в центре общественной жизни вплоть до революции1789 года, проходит в своем раз-
витии два этапа, приходящиеся на первую и вторую половину XVIII века. Рубежом
между ними принято считать 1751 год, когда начала выходить знаменитая Энцикло-
педия Дидро. Она сыграла огромную организующую роль, создав из разрозненной
кучки передовых философов и мыслителей как бы единый фронт борцов против су-
ществующих общественных порядков.
      В первой половине века французские просветители, среди которых самые
крупные - Монтескье и Вольтер - отличаются умеренностью своих политических и
философских взглядов. Наиболее популярной в это время является теория так назы-
ваемой просвещенной монархии, согласно которой для улучшения жизни людей
достаточно наличия на престоле умного, широко образованного, просвещенного ко-
роля, овладевшего всем необходимым для управления государством комплексом
знаний. Умеренное французское просвещение не выступало за коренное изменение
общественной жизни; оно требовало только юридического равенства всех людей
перед законом, выражая тем самым интересы наиболее состоятельной части фран-
цузского общества - уже народившейся буржуазии, которая становилась значитель-
ной экономической силой в стране, но принадлежала к лишенному прав третьему
сословию и не могла принимать участие в управлении государством.
      Вторая половина века проходит под знаком более радикальных политических
и философских идей. Выразителями их в этот период были Дидро и Руссо, высту-