Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
павшие от лица наиболее демократической части французского
общества и отражавшие подъем общественного самосознания в целом. При этом
особенный радикализм отлича ет Руссо, который выдвигает идею народного сувере-
нитета, отстаивает право народа самостоятельно решать свою судьбу. По мнению
Руссо, интересам шир оких масс отвечает не какой-либо авторитарный строй, но де -
мократическая республика.
Французская литература XVIII века и ее основные направле-
ния
. В XVIII столетии во Франции меняются и эстетические вкусы. Возник ают но-
вые требования и к литературе, которая становится доступной не только высшим
слоям общества, как это было в XVII веке, но и демократическим кругам, играя
важную роль в решении актуальных общественных задач. Из всех направлений во
французской литературе XVIII века особенно значительными являются три. Это
просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм. Все
они отличаются особым пафосом в о бличении всего старого, отжившего, активно-
стью в утверждении новых передо вых идей. Вместе с тем каждое из этих направле-
ний представляет соб ой самостоятельное худ ожественное явление.
Будучи страной, в которой особенн о сильными были традиции классицизма,
Франция и в XVIII веке в творчестве ряда писателей, и среди них Вольтера, сохра-
няет его основные эстетические принципы, которые наиболее ярко реализуются в
жанре трагедии. Характер построения произведения, способы создания образа, осо-
бенности стиля, - все это объединяет трагедию XVIII века с ее предшественницей -
трагедией Корнеля, Расина и др. Вместе с тем трад иционная форма классицистиче-
ской трагедии используется в просветительской литературе с новыми целями. Авто-
ры XVIII века, и прежде всего Вольтер, с помощью художественных приемов, харак-
терных для классицистической трагедии предшествующего столетия, поднимают
актуальные и главным образом политические проблемы, пропагандируют наиболее
дорогие для них взгляды и идеи. Что касается сентиментал изма, то это направление
возникает в просветительской литературе в связи с распространением приблизи-
тельно с середины XVIII века критического отношения к рационализму и в целом к
разуму как основополагающему началу в жизни человеческой личности. Своим кри-
терием сентименталисты делают человеческое чувство, считая, что именно оно бо -
лее всего позволяет человеку приблизиться к идеальному состоянию гармонии и до-
бра. Отсюда особая тональность этой литературы. Сентименталисты стараются
своими произведениями вызвать сочувствие читателей, они отходят от характерно го
для предшествующей просветительской литературы рационализма, стремятся пре-
дельно приблизить автора к читателю. Свидетельством этому может служить твор-
чество Жан-Жака Руссо.
Вместе с тем самым значительным и ярким явлением во французской литера-
туре XVIII века следует считать просветительский реализм, который утверждается
прежде всего в буржуазной драме, в " серьезной или слезной " комеди и, достигаю-
щей небывалых вершин в творчестве Бомарше, а также в философской прозе. В
                                       5
павшие       от      лица      наиболее демократической части французского
общества и отражавшие подъем общественного самосознания в целом. При этом
особенный радикализм отличает Руссо, который выдвигает идею народного сувере-
нитета, отстаивает право народа самостоятельно решать свою судьбу. По мнению
Руссо, интересам широких масс отвечает не какой-либо авторитарный строй, но де-
мократическая республика.

     Французская литература          XVIII века и ее основные направле-
ния. В XVIII столетии во Франции меняются и эстетические вкусы. Возникают но-
вые требования и к литературе, которая становится доступной не только высшим
слоям общества, как это было в XVII веке, но и демократическим кругам, играя
важную роль в решении актуальных общественных задач. Из всех направлений во
французской литературе XVIII века особенно значительными являются три. Это
просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм. Все
они отличаются особым пафосом в обличении всего старого, отжившего, активно-
стью в утверждении новых передовых идей. Вместе с тем каждое из этих направле-
ний представляет собой самостоятельное художественное явление.
      Будучи страной, в которой особенно сильными были традиции классицизма,
Франция и в XVIII веке в творчестве ряда писателей, и среди них Вольтера, сохра-
няет его основные эстетические принципы, которые наиболее ярко реализуются в
жанре трагедии. Характер построения произведения, способы создания образа, осо-
бенности стиля, - все это объединяет трагедию XVIII века с ее предшественницей -
трагедией Корнеля, Расина и др. Вместе с тем традиционная форма классицистиче-
ской трагедии используется в просветительской литературе с новыми целями. Авто-
ры XVIII века, и прежде всего Вольтер, с помощью художественных приемов, харак-
терных для классицистической трагедии предшествующего столетия, поднимают
актуальные и главным образом политические проблемы, пропагандируют наиболее
дорогие для них взгляды и идеи. Что касается сентиментализма, то это направление
возникает в просветительской литературе в связи с распространением приблизи-
тельно с середины XVIII века критического отношения к рационализму и в целом к
разуму как основополагающему началу в жизни человеческой личности. Своим кри-
терием сентименталисты делают человеческое чувство, считая, что именно оно бо-
лее всего позволяет человеку приблизиться к идеальному состоянию гармонии и до-
бра. Отсюда особая тональность этой литературы. Сентименталисты стараются
своими произведениями вызвать сочувствие читателей, они отходят от характерного
для предшествующей просветительской литературы рационализма, стремятся пре-
дельно приблизить автора к читателю. Свидетельством этому может служить твор-
чество Жан-Жака Руссо.
      Вместе с тем самым значительным и ярким явлением во французской литера-
туре XVIII века следует считать просветительский реализм, который утверждается
прежде всего в буржуазной драме, в " серьезной или слезной " комедии, достигаю-
щей небывалых вершин в творчестве Бомарше, а также в философской прозе. В