Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

8
Леско и элемент загадочности. Ее притягательность и для героя, и для
других показывается как нечто такое, что существует как бы помимо их воли и ни-
как не связано ни с какими обстоятельствами и условиями. Эту сторону истории
любви героев очен ь четко определил Анатоль Франс в очерке "Прик лючения аббата
Прево". Он так пишет о героях романа: "Эти дети оба изрядные плуты, но они лю-
бят друг друга; дайте только серьезным испытаниям, подлинным н есчастьям кос-
нуться их - и они пред станут перед вами во всем своем величии. Это потому, что од-
на и та же любовь создает и героев и подлецов"
1
.
И дальше эти рассуждения он завершает знаменательными словами : "Все ес-
тественно, все правдиво, все верно в это й маленькой книжке", а нравоучительную
сентенцию, которой Прево сопровождает рассказ де Грие и которая принадлежит
не ему, а тому, кто записал его рассказ при встрече, некоему знатному человеку,
Анатоль Франс рассматривает "как бы шаль, наброшенную на плечи м-ль Манон"
2
,
то есть как нечто внешнее, при внесенное извне и никак не связанное с происхо дя-
щим. Как признается сам де Грие, счастлив он был лишь тогда, когда любил. Этим
признанием герой дает понять, что чувство для него столь же насущно необходимо,
как и следование долгу, и именно это делает его трагической фигурой. Стремление к
счастью, которое Прево рассматривает как естественное свойство человеческой
личности, в реальной жизни зачастую оказывается нереализованным. Кроме того,
наделяя Манон особой притягательностью, Прево утверждает внесословную цен-
ность человеческой личности, что становится одним из самых важных предметов об-
суждения во всей последующей фр ан цузской ли тератур е и прежде всего в произве-
дениях писателей, относящихся, как Лесаж и Прево, к раннему периоду французско-
го Просвещения. Среди них особое место занимают Монтескье и Вольтер. Значение
творчества этих авторов тем более велико, что именно им принадлежит заслуга пре-
вращения отдельных просветительских идей в законченную ми ровоззренческую
систему. И это делает прежде всего Монтескье - один из представителей старшего
поколен ия французских просветителей.
Монтескье. Роман "Персидские письма", его просветительское содержа-
ние. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) был сыном небогатого дворянина. С раннего
детства он готовил себя к государственной деятельности, в связи с чем особенно
усердно изучал право, французское законодательство, эк ономические и социальные
науки. Став со временем председателем суда в Бордо, недалеко от которого он ро-
дился, Монтескье был затем избран за науч ные заслуги в Бордоскую академию. И
уже будучи в академии, в 172О году, он написал философский роман "Персидские
письма". Основные идеи этого произведения были затем изложены в "Размышлени-
ях о причинах величия и падения Римской империи" Монтескье и в его знаменитом
труде "Дух законов", который стал как бы политической программой всего просве-
тительского движения. Но роман "Персид ские письма" интересен не только поэтому.
Во французской литературе XVIII века он представляет собой один из первых об-
                                        8
Леско и элемент загадочности. Ее притягательность и для героя, и для
других показывается как нечто такое, что существует как бы помимо их воли и ни-
как не связано ни с какими обстоятельствами и условиями. Эту сторону истории
любви героев очень четко определил Анатоль Франс в очерке "Приключения аббата
Прево". Он так пишет о героях романа: "Эти дети оба изрядные плуты, но они лю-
бят друг друга; дайте только серьезным испытаниям, подлинным несчастьям кос-
нуться их - и они предстанут перед вами во всем своем величии. Это потому, что од-
на и та же любовь создает и героев и подлецов"1.
      И дальше эти рассуждения он завершает знаменательными словами : "Все ес-
тественно, все правдиво, все верно в этой маленькой книжке", а нравоучительную
сентенцию, которой Прево сопровождает рассказ де Грие и которая принадлежит
не ему, а тому, кто записал его рассказ при встрече, некоему знатному человеку,
Анатоль Франс рассматривает "как бы шаль, наброшенную на плечи м-ль Манон"2,
то есть как нечто внешнее, привнесенное извне и никак не связанное с происходя-
щим. Как признается сам де Грие, счастлив он был лишь тогда, когда любил. Этим
признанием герой дает понять, что чувство для него столь же насущно необходимо,
как и следование долгу, и именно это делает его трагической фигурой. Стремление к
счастью, которое Прево рассматривает как естественное свойство человеческой
личности, в реальной жизни зачастую оказывается нереализованным. Кроме того,
наделяя Манон особой притягательностью, Прево утверждает внесословную цен-
ность человеческой личности, что становится одним из самых важных предметов об-
суждения во всей последующей французской литературе и прежде всего в произве-
дениях писателей, относящихся, как Лесаж и Прево, к раннему периоду французско-
го Просвещения. Среди них особое место занимают Монтескье и Вольтер. Значение
творчества этих авторов тем более велико, что именно им принадлежит заслуга пре-
вращения отдельных просветительских идей в законченную мировоззренческую
систему. И это делает прежде всего Монтескье - один из представителей старшего
поколения французских просветителей.

      Монтескье. Роман "Персидские письма", его просветительское содержа-
ние. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) был сыном небогатого дворянина. С раннего
детства он готовил себя к государственной деятельности, в связи с чем особенно
усердно изучал право, французское законодательство, экономические и социальные
науки. Став со временем председателем суда в Бордо, недалеко от которого он ро-
дился, Монтескье был затем избран за научные заслуги в Бордоскую академию. И
уже будучи в академии, в 172О году, он написал философский роман "Персидские
письма". Основные идеи этого произведения были затем изложены в "Размышлени-
ях о причинах величия и падения Римской империи" Монтескье и в его знаменитом
труде "Дух законов", который стал как бы политической программой всего просве-
тительского движения. Но роман "Персидские письма" интересен не только поэтому.
Во французской литературе XVIII века он представляет собой один из первых об-