ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
разцов философского романа - жанра, который станет излюбленным для
французских просветителей и в котором они добьются наибольших успехов.
Сущность философского романа как жанра заключается в том, что идеи, вы-
сказываемые автором, выступают в нем в открытом виде, то есть раскрываются не
через обр азный строй произведения, но, наоборот, подчиняют его себе. Образ стро-
ится в прямой зависимости от того, носителем какой идеи он является. Поэтому
главный интерес в философском произведении заключается не в развитии интриги,
не в глубине обрисовки человеческих характеров, но в борьбе идей, в диалогах и фи-
лософских спорах героев. Именно такого рода жанр и разрабатывает Монтескье. При
этом безусловной заслугой его является то, что своим идеям и философским спорам
он придает удивительно живую, даже развлекательную форму , сделав их таким об-
разом доступными самому широкому кругу читателей.
В своем романе Монтескье прибегает к удачному художественному приему.
Он строит его как обмен письмами, который происходит между двумя персами -
старым Узбеком, его молодым другом Рикой - и их соотечественниками - главным
образом обитателями сераля, евнухами и женами Узбека. Эта форма повествования,
выбор героев, экзотический восточный колорит позволили Монтескье внести в пове-
ствование элемен т развлекательности, остроумной пикантности, что отвечало вку-
сам читателей его времени. Вместе с тем за многочисленными объяснениями меж-
ду Узбеком и его женами, о поведении которых он очень беспокоится, за происше-
ствиями, составляющими жизнь сераля, в романе вырисовывается то, что по сущест-
ву и составляет содержание произведения - это размышления автора о различных
формах общественного и государственного устройства, о правах человека, отвечаю-
щих его потребностям. При этом Монтескье, сталкивая своего героя-перса с евро-
пейской цивилизацией, получает возможность, с одной стороны, по казать как бы
механизм европейской, преимущественно Парижской, жизни, увиденной глазами
наивного, далекого от этого мира и поэтому непредвзято мыслящего человека - пер-
са. С другой стороны, герои-персы, воспитанные в иных, чем французы , условиях,
представляют порядки тоже заслуживающие обсуждения. Так в роман входит наи-
более важная его тема- тема деспотии, которая равно осуждается Монтескье - будь
она восточной или деспотией, более ц ивилизованной, но оттого не менее отврати-
тельной, какой оказывается европейское монархическое государство.
Монтескье осуждает деспотические формы правления прежде всего с нравст-
венно-этических позиций - они развращают нравы, нивелируют ли чности. Будучи
бесчеловечными, они низводят людей до положения рабов. Но прежде всего они
враждебны самой человеческой природе. С этой точки зрения особенно показатель-
на в романе история Роксаны - любимо й жены Узбека, которая ненавидит его за на-
силие, совершаемое над ней. В своем письме Роксана заявляет о своих правах. Их,
как она считает, ей даровала сама природа. Она пишет Узбеку: "Как мог ты считать
меня настолько легковерной, чтобы думать, будто единственное назначение мое в
мире - преклоняться пере д твоими прихотями, будто ты имеешь право подавлять все
мои желания, в то время как ты все себе позволяешь... Нет! Я жила в неволе, но все-
9 разцов философского романа - жанра, который станет излюбленным для французских просветителей и в котором они добьются наибольших успехов. Сущность философского романа как жанра заключается в том, что идеи, вы- сказываемые автором, выступают в нем в открытом виде, то есть раскрываются не через образный строй произведения, но, наоборот, подчиняют его себе. Образ стро- ится в прямой зависимости от того, носителем какой идеи он является. Поэтому главный интерес в философском произведении заключается не в развитии интриги, не в глубине обрисовки человеческих характеров, но в борьбе идей, в диалогах и фи- лософских спорах героев. Именно такого рода жанр и разрабатывает Монтескье. При этом безусловной заслугой его является то, что своим идеям и философским спорам он придает удивительно живую, даже развлекательную форму, сделав их таким об- разом доступными самому широкому кругу читателей. В своем романе Монтескье прибегает к удачному художественному приему. Он строит его как обмен письмами, который происходит между двумя персами - старым Узбеком, его молодым другом Рикой - и их соотечественниками - главным образом обитателями сераля, евнухами и женами Узбека. Эта форма повествования, выбор героев, экзотический восточный колорит позволили Монтескье внести в пове- ствование элемент развлекательности, остроумной пикантности, что отвечало вку- сам читателей его времени. Вместе с тем за многочисленными объяснениями меж- ду Узбеком и его женами, о поведении которых он очень беспокоится, за происше- ствиями, составляющими жизнь сераля, в романе вырисовывается то, что по сущест- ву и составляет содержание произведения - это размышления автора о различных формах общественного и государственного устройства, о правах человека, отвечаю- щих его потребностям. При этом Монтескье, сталкивая своего героя-перса с евро- пейской цивилизацией, получает возможность, с одной стороны, показать как бы механизм европейской, преимущественно Парижской, жизни, увиденной глазами наивного, далекого от этого мира и поэтому непредвзято мыслящего человека - пер- са. С другой стороны, герои-персы, воспитанные в иных, чем французы, условиях, представляют порядки тоже заслуживающие обсуждения. Так в роман входит наи- более важная его тема- тема деспотии, которая равно осуждается Монтескье - будь она восточной или деспотией, более цивилизованной, но оттого не менее отврати- тельной, какой оказывается европейское монархическое государство. Монтескье осуждает деспотические формы правления прежде всего с нравст- венно-этических позиций - они развращают нравы, нивелируют личности. Будучи бесчеловечными, они низводят людей до положения рабов. Но прежде всего они враждебны самой человеческой природе. С этой точки зрения особенно показатель- на в романе история Роксаны - любимой жены Узбека, которая ненавидит его за на- силие, совершаемое над ней. В своем письме Роксана заявляет о своих правах. Их, как она считает, ей даровала сама природа. Она пишет Узбеку: "Как мог ты считать меня настолько легковерной, чтобы думать, будто единственное назначение мое в мире - преклоняться перед твоими прихотями, будто ты имеешь право подавлять все мои желания, в то время как ты все себе позволяешь... Нет! Я жила в неволе, но все-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »