Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

11
ностям сблизился с представителями знатных аристократических фамилий
Франции.
1718 - 1722 го д ы - период наибольших светских успехов Вольтера, когда ему
кажется, что он занял достойное положение во французском обществе, стал равным
с теми знатными людьми, которые его окружали. Однако в скором времени обнару-
живается, что Вольтер глубоко ошибался. В 1717 году за сатиру на герцога Орлеан-
ского и его дочь он был посажен в Бастилию - одну из самых мрачных тюрем то-
гдашней Франции, где просидел одиннадцать месяцев. После выхода из Бастилии
Вольтер привлек к себе внимание уже не только как автор стихов, но и как автор
трагедии "Эдип". Ее постановка имела оглушительный успех и сделала имя писате-
ля знаменитым. В 1723 году выходит "Лига, или Генрих Великий" - первая эпичес-
кая поэма на сюжет из истории Франции; в дальнейшем она стала называться "Ген-
риадой", закрепив за Воль тером славу первого писателя Франции.
Тем не менее в государстве, где он жил, ничто не гарантировало Вольтера от
грубого попрания его прав со стороны властей, французской аристократии. Это на-
шло свое подтверждение в истории его ссоры с кавалером де Роаном. Вольтер всту-
пил с ним в словесную перепалк у, после чего слуги кавалера избили писателя пал-
ками. Оскорбленный Вольтер вызвал де Роана на дуэль, но аристократ пожаловался
вышестоящим властям, и те, чтобы дать ему возможность избегнуть опасности, аре-
стовали Вольтера и вновь препроводили в Бастилию. Характерно то, что ни один из
высокопоставленных аристократических дру зей писателя не заступился за него -
кастовая солидарн ость оказалась выше дружеских чувств. После выхо да через две
недели из Бастилии Вольтер должен был уехать из Парижа, а затем из страны. Его
изгнание длилось три года, которые он провел в Англии и которые оказались важ-
нейшим этапом в его духовной и гражданской жизни. Если до своего пребывания в
Англии Вольтер был просто знаменитым писателем, то после возвращения из ссыл-
ки он стал главой просветительского д вижения - положение, которое он сохранил за
собой до конца своих дней, сделавшись воп лощением прогрессивности мысли своей
эпохи.
Что же лежит в основе просветительской деятельности Вол ьтера, его убеж-
дений как передового мыслителя своего времени?
Взгляд ы Вольтера, его место в просветительском движении. Мировоззре-
ние Вольтера формируется на основе так называемого вольнодумства начала XVIII
века, носившего гедонистический, антирелигиозный характер. Следствием этого
явилось резко отрицательное отношение писателя к любым официальным вероуче-
ниям. Обогащенное английским опытом оно приобретает бо лее зрелые формы. Зна-
комство Вольтера с Англией, ставшей на бур жуазный путь развития, находит от-
ражение в его знаменитых "Философских письмах". Уже при первом появлении их
назвали "главной книгой века", "первой бомбой, брошенной французским Просве-
щением в феодализм"
5
, во все косное и отсталое, что Вольтер видел у себя на роди-
не.
                                       11
ностям сблизился с представителями знатных аристократических фамилий
Франции.
      1718 - 1722 годы - период наибольших светских успехов Вольтера, когда ему
кажется, что он занял достойное положение во французском обществе, стал равным
с теми знатными людьми, которые его окружали. Однако в скором времени обнару-
живается, что Вольтер глубоко ошибался. В 1717 году за сатиру на герцога Орлеан-
ского и его дочь он был посажен в Бастилию - одну из самых мрачных тюрем то-
гдашней Франции, где просидел одиннадцать месяцев. После выхода из Бастилии
Вольтер привлек к себе внимание уже не только как автор стихов, но и как автор
трагедии "Эдип". Ее постановка имела оглушительный успех и сделала имя писате-
ля знаменитым. В 1723 году выходит "Лига, или Генрих Великий" - первая эпичес-
кая поэма на сюжет из истории Франции; в дальнейшем она стала называться "Ген-
риадой", закрепив за Вольтером славу первого писателя Франции.
      Тем не менее в государстве, где он жил, ничто не гарантировало Вольтера от
грубого попрания его прав со стороны властей, французской аристократии. Это на-
шло свое подтверждение в истории его ссоры с кавалером де Роаном. Вольтер всту-
пил с ним в словесную перепалку, после чего слуги кавалера избили писателя пал-
ками. Оскорбленный Вольтер вызвал де Роана на дуэль, но аристократ пожаловался
вышестоящим властям, и те, чтобы дать ему возможность избегнуть опасности, аре-
стовали Вольтера и вновь препроводили в Бастилию. Характерно то, что ни один из
высокопоставленных аристократических друзей писателя не заступился за него -
кастовая солидарность оказалась выше дружеских чувств. После выхода через две
недели из Бастилии Вольтер должен был уехать из Парижа, а затем из страны. Его
изгнание длилось три года, которые он провел в Англии и которые оказались важ-
нейшим этапом в его духовной и гражданской жизни. Если до своего пребывания в
Англии Вольтер был просто знаменитым писателем, то после возвращения из ссыл-
ки он стал главой просветительского движения - положение, которое он сохранил за
собой до конца своих дней, сделавшись воплощением прогрессивности мысли своей
эпохи.
      Что же лежит в основе просветительской деятельности Вольтера, его убеж-
дений как передового мыслителя своего времени?
      Взгляды Вольтера, его место в просветительском движении. Мировоззре-
ние Вольтера формируется на основе так называемого вольнодумства начала XVIII
века, носившего гедонистический, антирелигиозный характер. Следствием этого
явилось резко отрицательное отношение писателя к любым официальным вероуче-
ниям. Обогащенное английским опытом оно приобретает более зрелые формы. Зна-
комство Вольтера с Англией, ставшей на буржуазный путь развития, находит от-
ражение в его знаменитых "Философских письмах". Уже при первом появлении их
назвали "главной книгой века", "первой бомбой, брошенной французским Просве-
щением в феодализм"5, во все косное и отсталое, что Вольтер видел у себя на роди-
не.