ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
13
ности, протестуя против насаждаемых церковью схоластических догм. Правда,
существование бо га Вольтер признает, но мир, по его мнению, дол жен изучаться пу-
тем эксперимента. Он против каких-либо предвзятых идей, христианская вера для
него, как и другие религии, - это серия заблуждений, противоречащих разуму, а
Христос не кто иной как обманщик. Вместе с тем религия имеет значение для Воль-
тера как нравственная сила, способная смягчать нравы, служить уздой для народа.
"Если бы Бога не был о, его следовало бы выдумать", - пишет он в одной из своих ра-
бот. По своим религиозно-философски м воззрениям Вольтер п ринадлежит к деи-
стам, сторонник ам так называемого деизма, получившего распространение в XVIII
веке в п ротивовес ортодоксальному христианству. Деисты признавали существова-
ние Бога, видели в нем творца вселенной, ее первопричину, своего рода первотол-
чок; но, создав мир, Бог, по мнению деистов, уже не вмешивается в жизнь - она раз-
вивается по своим объективно существующим законам. Изначально мир , полагали
деисты, сам по себе не плох и не хорош. Нет объективно ни абсолютного зла, ни аб-
солютного добра и тем более вро жденных нравственных законов. Задача человека -
в познании жизни на основе собственного опыта и эксперимента, которыми надо ру-
ководствоваться в любой науке. Так, развивая положения, выдвинутые философи ей
деизма, Вольтер отстаивает великую силу свободной человеческой мысли, знаний,
что и составляет ядро просветительства.
Деятельность Вольтера как поэта и драматурга.
Просветительские взгляды
писателя находят свое отражение и в его художественном творчестве. Вольтер за-
воевывает известность прежде всего как поэт, как автор едких и остро умных эпи -
грамм, мадригалов, стансов, поэтических комплиментов, с которыми он обращается
к достаточно широкому кругу лиц, так называемому большому парижскому свету,
разного рода знаменитостям, известным историческим деятелям и т.д. Стихи Воль-
тера - остроумные рифмованн ые заметки, рожденные под впечатлением встреч, бе-
сед, увлечений. Это своего рода словарь светской непринужденной и изысканной бе-
седы. Каких-либо больших целей в своих лирических произведениях Вольтер не
ставил, но эпикурейские настроения поэта, которыми они зачастую проникнуты, бы-
ли для того времени выражением его оппозиционных настро ен ий по отношению к
официальному мировоззрению, к католической церкви. Остроумие, насмешка, при-
сутствующие во многих стихах Вольтера, направлены на то, чтобы разрушить при-
вычное, закостеневшее, всякого рода догмы, чтобы дать почувствовать
несовершенство современного поэту мира.
Большое место в творчестве Вольтера-просветителя занимает театр. Как дра-
матург Вольтер входит в историю франц узской литературы в качестве наследника
театра французского классицизма и его наивысшего достижения - классицистиче-
ской трагедии. Это позволяет ему завоевать среди своих современников славу луч-
шего французского поэта после Расина и Корнеля. В своих трагедиях Вольтер осуж-
дает политический произвол, тиранию, деспотизм, выступает против религиозной
нетерпимости и фанатизма. Не ставя перед собой цели глубоко проникнуть в психо-
логию героя, Вольтер главное свое внимание обращает на разрешение больших об-
13 ности, протестуя против насаждаемых церковью схоластических догм. Правда, существование бога Вольтер признает, но мир, по его мнению, должен изучаться пу- тем эксперимента. Он против каких-либо предвзятых идей, христианская вера для него, как и другие религии, - это серия заблуждений, противоречащих разуму, а Христос не кто иной как обманщик. Вместе с тем религия имеет значение для Воль- тера как нравственная сила, способная смягчать нравы, служить уздой для народа. "Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать", - пишет он в одной из своих ра- бот. По своим религиозно-философским воззрениям Вольтер принадлежит к деи- стам, сторонникам так называемого деизма, получившего распространение в XVIII веке в противовес ортодоксальному христианству. Деисты признавали существова- ние Бога, видели в нем творца вселенной, ее первопричину, своего рода первотол- чок; но, создав мир, Бог, по мнению деистов, уже не вмешивается в жизнь - она раз- вивается по своим объективно существующим законам. Изначально мир, полагали деисты, сам по себе не плох и не хорош. Нет объективно ни абсолютного зла, ни аб- солютного добра и тем более врожденных нравственных законов. Задача человека - в познании жизни на основе собственного опыта и эксперимента, которыми надо ру- ководствоваться в любой науке. Так, развивая положения, выдвинутые философией деизма, Вольтер отстаивает великую силу свободной человеческой мысли, знаний, что и составляет ядро просветительства. Деятельность Вольтера как поэта и драматурга. Просветительские взгляды писателя находят свое отражение и в его художественном творчестве. Вольтер за- воевывает известность прежде всего как поэт, как автор едких и остроумных эпи- грамм, мадригалов, стансов, поэтических комплиментов, с которыми он обращается к достаточно широкому кругу лиц, так называемому большому парижскому свету, разного рода знаменитостям, известным историческим деятелям и т.д. Стихи Воль- тера - остроумные рифмованные заметки, рожденные под впечатлением встреч, бе- сед, увлечений. Это своего рода словарь светской непринужденной и изысканной бе- седы. Каких-либо больших целей в своих лирических произведениях Вольтер не ставил, но эпикурейские настроения поэта, которыми они зачастую проникнуты, бы- ли для того времени выражением его оппозиционных настроений по отношению к официальному мировоззрению, к католической церкви. Остроумие, насмешка, при- сутствующие во многих стихах Вольтера, направлены на то, чтобы разрушить при- вычное, закостеневшее, всякого рода догмы, чтобы дать почувствовать несовершенство современного поэту мира. Большое место в творчестве Вольтера-просветителя занимает театр. Как дра- матург Вольтер входит в историю французской литературы в качестве наследника театра французского классицизма и его наивысшего достижения - классицистиче- ской трагедии. Это позволяет ему завоевать среди своих современников славу луч- шего французского поэта после Расина и Корнеля. В своих трагедиях Вольтер осуж- дает политический произвол, тиранию, деспотизм, выступает против религиозной нетерпимости и фанатизма. Не ставя перед собой цели глубоко проникнуть в психо- логию героя, Вольтер главное свое внимание обращает на разрешение больших об-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »