Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

14
щественно- значимых проблем, политических вопросов, на пропаганду
передовых идей своей эпохи. Во время пребывания в Англии Вольтер знакомится с
театром Шекспира, к которому у него складывается особое отношение. Вольтер на-
зывает автора "Гамлета" "гениальным дикарем", который не считается с правилами
искусства (т. е. классицизма), но в то же время он отдает дань силе воздействия на
воображение и чувства зрителей, которую он увидел в шекспировской драматургии.
Увлеченность Шекспиром позволила Вольтеру реформир овать французский
театр. Оставаясь в главном классицистом, следуя принципам нормативной эстетики
- рациональному подходу к изображению явлений действительности, идеализации
как способу воссоздания образа героя, ораторским приемам и т .д., Вольтер в то же
время не придает большое значение обязательной для эстетики классицизма чистоте
жанра. Примечательна его зн аменитая фраза о том, что все жанры хороши , кроме
скучного. Вопреки эстетике классицизма Вольтер подходит к драматическому ис-
кусству не только как к искусству слова, но и как к зрелищу, что позволяет ему ре-
формировать сцену - с нее изгоняются знатные зрители, которым в то время разре-
шалось присутствовать рядом с актерами на театральных подмостках. Вольтер также
стремится к тому, чтобы актеры не сковывали себя в движениях. Как известно, за-
коны классицизма требовали только эффектной декламации, жест допускался лишь в
тех случаях, когда он подчеркивал ту или иную фразу моно лога, который произно -
сил актер, обращаясь непосредственно к зрителю. Это не требовало какого-либо
особого оформления сцены и действующих на сцене лиц - актеры выступали в при-
нятых для их времени костюмах, декорации сводились к минимуму. Ничто не долж-
но было отвлекать зрителя от главного - от того, что составляло содержание пьесы,
сущность конфликта. Вольтер меняет положение вещей. Он стремится привести
сценическое оформление в соответствие со временем и с национальными особенно-
стями происходящего. Актеры в его пьесах выступают уже в костюмах той эпо хи и
национальности, к которой принадлежат их герои. В декорациях появляются эле -
менты национального быта, пейзажа, хотя место действия в произведен иях остается
достаточно условным. Вольтер не ограничивает движения актеров. То - что не раз-
решалось в классицистическом театре - выносить на сцену сражения, поединки и
т.д., отвергается Вольтером как нечто противоречащее правде жизни. Но главное
для писателя - это пропаганда просветительских идей, проповедь добродетели и
гражданского долга.
Философские по вести. "Кандид, или Опт и мизм ". В 1746 году Вольтер
пишет прозаическое произведение под названием "Мир как он есть, или Видение Ба-
бука", которым он открывает серию романов и повестей, вошедших в историю лите-
ратуры под названием фил ософских. В этом жанре он выступает в дальнейшем
вплоть до 1775 года, то есть на протяжении почти тридцати лет.
Замечательно, что сам Вольтер не придавал этим "безделкам", как он их назы-
вал, серьезного значения. Он писал их необычайно легко, "шутя", в основном для за-
бавы своих великосветских друзей. Больших трудов стоило уговор ить его, чтобы
напечатать эти произведения - сначала они распространялись в списках.. Сегодня
                                        14
щественно-        значимых       проблем, политических вопросов, на пропаганду
передовых идей своей эпохи. Во время пребывания в Англии Вольтер знакомится с
театром Шекспира, к которому у него складывается особое отношение. Вольтер на-
зывает автора "Гамлета" "гениальным дикарем", который не считается с правилами
искусства (т. е. классицизма), но в то же время он отдает дань силе воздействия на
воображение и чувства зрителей, которую он увидел в шекспировской драматургии.
       Увлеченность Шекспиром позволила Вольтеру реформировать французский
театр. Оставаясь в главном классицистом, следуя принципам нормативной эстетики
- рациональному подходу к изображению явлений действительности, идеализации
как способу воссоздания образа героя, ораторским приемам и т.д., Вольтер в то же
время не придает большое значение обязательной для эстетики классицизма чистоте
жанра. Примечательна его знаменитая фраза о том, что все жанры хороши , кроме
скучного. Вопреки эстетике классицизма Вольтер подходит к драматическому ис-
кусству не только как к искусству слова, но и как к зрелищу, что позволяет ему ре-
формировать сцену - с нее изгоняются знатные зрители, которым в то время разре-
шалось присутствовать рядом с актерами на театральных подмостках. Вольтер также
стремится к тому, чтобы актеры не сковывали себя в движениях. Как известно, за-
коны классицизма требовали только эффектной декламации, жест допускался лишь в
тех случаях, когда он подчеркивал ту или иную фразу монолога, который произно-
сил актер, обращаясь непосредственно к зрителю. Это не требовало какого-либо
особого оформления сцены и действующих на сцене лиц - актеры выступали в при-
нятых для их времени костюмах, декорации сводились к минимуму. Ничто не долж-
но было отвлекать зрителя от главного - от того, что составляло содержание пьесы,
сущность конфликта. Вольтер меняет положение вещей. Он стремится привести
сценическое оформление в соответствие со временем и с национальными особенно-
стями происходящего. Актеры в его пьесах выступают уже в костюмах той эпохи и
национальности, к которой принадлежат их герои. В декорациях появляются эле-
менты национального быта, пейзажа, хотя место действия в произведениях остается
достаточно условным. Вольтер не ограничивает движения актеров. То - что не раз-
решалось в классицистическом театре - выносить на сцену сражения, поединки и
т.д., отвергается Вольтером как нечто противоречащее правде жизни. Но главное
для писателя - это пропаганда просветительских идей, проповедь добродетели и
гражданского долга.
       Философские повести. "Кандид, или Оптимизм ". В 1746 году Вольтер
пишет прозаическое произведение под названием "Мир как он есть, или Видение Ба-
бука", которым он открывает серию романов и повестей, вошедших в историю лите-
ратуры под названием философских. В этом жанре он выступает в дальнейшем
вплоть до 1775 года, то есть на протяжении почти тридцати лет.
       Замечательно, что сам Вольтер не придавал этим "безделкам", как он их назы-
вал, серьезного значения. Он писал их необычайно легко, "шутя", в основном для за-
бавы своих великосветских друзей. Больших трудов стоило уговорить его, чтобы
напечатать эти произведения - сначала они распространялись в списках.. Сегодня