Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

15
философские романы и повести Вольтера - едва ли не самая ценная часть его насле-
дия.
Остановимся на одном из лучших произведений Вольтера этого жанра - его
знаменитой философской повести "Кандид, или Оптимизм". Она была написана в
1759 году и стала важной вехой не только в развитии философского жанра, берущего
начало от "Персидских писем" Монтескье, но и в истории всей просветительской
мысли.
На первый взгляд, повесть Вольтера носит сугубо развлекательный характер.
Она строится как ряд приключений, которые переживает ее герой - молодой человек
по имени Кандид. Волею судьбы он попадает в разные части света, встречается со
множеством людей, переживает всевозможные несчастья и неудачи, теряет и снова
находит друзей, попадает в самые немыслимые и невероятные положения. Есть в
повести и любовный мотив. Живя поначалу в замке немецкого барона Тундер ден
Тронка, Кандид влюбляется в его прекрасную дочь Кунигунду. Но так как Кандид не
может насчитать в своем роду несколько поколений именитых предков, отец Куни-
гунды после поцелуя, которым обменялись Кунигунда и Кандид, изгоняет его. В
дальнейшем замок барона по двергается нападению вражеского войска. Кунигунд а,
как и Кандид, начинает скитаться по свету, и Кандид во время своих странствий пы-
тается ее найти.
Таким образом, повесть строится как своего рода авантюрный роман - жанр
очень популярный среди читателей - современников Вольтера. Вместе с тем повесть
Вольтера при всех, казалось бы, присущих ей признаках приключенческого жанра
скорее представляет собой пародию на него. Вольтер проводит своих героев через
такое количество пр иключений, следующих друг за другом в головокружительном
темпе, и сами приключения героев таковы, что предположить возможность пережить
их реальному человеку никак невозможно. Героев убивают, но не до конца, вешают,
но они каким-то чудом остаются живы; они оказываются в море на тонущем корабле
и спасаются, хотя все другие люди, находящиеся там, гибнут и т.д. Действие повести
переносится из Германии в Португалию, затем в Испанию, в Америку, потом герои
возвращаются в Европу, в конце концов они живут где-то в Турции. Эта пародий-
ность, присущая в целом всему повествованию, с самого начала настраивает читате-
ля на особый лад. Она позволяет ему не совсем серьезно отнестись к событийной
стороне п овествования, а сосредоточить свое главное внимание на тех мыслях, кото-
рые Вольтер считает необходимым высказать по ходу изоб ражаемых событий, чаще
всего вкладывая их в уста своих героев. Речь в повести идет о смысле человеческой
жизни, о свободе и необходимости, о мире, каков он есть, о том, чего в нем больше -
добра или зла. В это время во Франции обостряется политическая и общественная
борьба, и Вольтер как просветитель стремится быть на уровне идеологических спо-
ров, сущность которых он в предельно концентрированной фор ме передает в своем
произведении. Но "Кандид, или Оптимизм" - это философская повесть не только по
глубине поднятых в ней вопросов. Главный интерес в ней представляет столкнове-
ние идей, носителями которых Вольтер делает двух героев - философов Панглосса и
                                        15
философские романы и повести Вольтера - едва ли не самая ценная часть его насле-
дия.
      Остановимся на одном из лучших произведений Вольтера этого жанра - его
знаменитой философской повести "Кандид, или Оптимизм". Она была написана в
1759 году и стала важной вехой не только в развитии философского жанра, берущего
начало от "Персидских писем" Монтескье, но и в истории всей просветительской
мысли.
      На первый взгляд, повесть Вольтера носит сугубо развлекательный характер.
Она строится как ряд приключений, которые переживает ее герой - молодой человек
по имени Кандид. Волею судьбы он попадает в разные части света, встречается со
множеством людей, переживает всевозможные несчастья и неудачи, теряет и снова
находит друзей, попадает в самые немыслимые и невероятные положения. Есть в
повести и любовный мотив. Живя поначалу в замке немецкого барона Тундер ден
Тронка, Кандид влюбляется в его прекрасную дочь Кунигунду. Но так как Кандид не
может насчитать в своем роду несколько поколений именитых предков, отец Куни-
гунды после поцелуя, которым обменялись Кунигунда и Кандид, изгоняет его. В
дальнейшем замок барона подвергается нападению вражеского войска. Кунигунда,
как и Кандид, начинает скитаться по свету, и Кандид во время своих странствий пы-
тается ее найти.
      Таким образом, повесть строится как своего рода авантюрный роман - жанр
очень популярный среди читателей - современников Вольтера. Вместе с тем повесть
Вольтера при всех, казалось бы, присущих ей признаках приключенческого жанра
скорее представляет собой пародию на него. Вольтер проводит своих героев через
такое количество приключений, следующих друг за другом в головокружительном
темпе, и сами приключения героев таковы, что предположить возможность пережить
их реальному человеку никак невозможно. Героев убивают, но не до конца, вешают,
но они каким-то чудом остаются живы; они оказываются в море на тонущем корабле
и спасаются, хотя все другие люди, находящиеся там, гибнут и т.д. Действие повести
переносится из Германии в Португалию, затем в Испанию, в Америку, потом герои
возвращаются в Европу, в конце концов они живут где-то в Турции. Эта пародий-
ность, присущая в целом всему повествованию, с самого начала настраивает читате-
ля на особый лад. Она позволяет ему не совсем серьезно отнестись к событийной
стороне повествования, а сосредоточить свое главное внимание на тех мыслях, кото-
рые Вольтер считает необходимым высказать по ходу изображаемых событий, чаще
всего вкладывая их в уста своих героев. Речь в повести идет о смысле человеческой
жизни, о свободе и необходимости, о мире, каков он есть, о том, чего в нем больше -
добра или зла. В это время во Франции обостряется политическая и общественная
борьба, и Вольтер как просветитель стремится быть на уровне идеологических спо-
ров, сущность которых он в предельно концентрированной форме передает в своем
произведении. Но "Кандид, или Оптимизм" - это философская повесть не только по
глубине поднятых в ней вопросов. Главный интерес в ней представляет столкнове-
ние идей, носителями которых Вольтер делает двух героев - философов Панглосса и