Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

17
произносит в момент, когда тонет корабль, на котором находятся он и
Кандид, когда происходит страшное Лиссабонское землетрясение, когда его чуть
было не сжигают на костре и т.д. Это придает повествованию сатирическую остроту.
Уже имя Панглосс, которым Вольтер наделяет героя, означает в переводе с грече-
ского "всезнайка" и говорит о той оценке, которую ему дает автор. Кроме того ,
Вольтер рисует образ только одной краской - Панглосс глух к каким-либо разумным
доводам и ведет себя во всех ситуациях одинако во, он всегда и во всем верен своей
философии, которую Вольтер предельно примитивизирует, сводя к уже упомянутой
фразе - "все к лучшему в этом лучшем из миров".
Этой же задаче - разоблачению теории оптимизма как несостоятельной служит
в повести и подбор фактов, введенных Вольтером в повествование и взятых им из
жизни. Это факты преимущественно одного плана - они демонстрир уют существо-
вание в мире зла, в котором Вольтер различает в основном две разновидности. Пер-
вая - это зло, заключенное в самой природе. Его в повести Вольтер демонстрирует
на примере Лиссабонского землетрясения, действительно имевшего место и унесше-
го тысячи человеческих жизней. Вторая разновидность зла - это зло, происходящее
от людей, несправедливого общественного устройства. Оно проявл яется в злоупот-
реблениях и извращениях государственной власти, в рели ги озной нетерпимости, в
феодальном гнете и войнах, в сословном неравенстве, в ко лонизаторской деятельно-
сти и т.д., то есть Вольтер показывает все возможные пороки существующей обще-
ственной системы, то, что представлялось ему главным препятствием на пути чело-
веческого общества к разумному устройству, к п рогрессу. Так философское сод ер-
жание повести соединяется у Вольтера со злободневной социально-политической
направленностью, проявляющейся особенно очевидно и в том идеале общественно-
го устройства, который рисует в повести Вольтер . По существу это ил люстрация к
положительной политической программе писателя.
Разоблачая всевозможные формы несп раведл ивости, насилия над личностью,
Вольтер противопоставляет им идею личн ой и гражданской свободы, мечту о таком
общественном строе, который, основываясь на твердом законе, мог бы гарантиро-
вать независимость и права каждому своему гражданину. Таким идеальным государ-
ством в "Кандиде" является счастливая страна Эльдорадо, страна разума и справед-
ливости, где потребно сти человека всесторонне удовлетворены. Вольтер рисует уто-
пическую ка ртину всеобщего процветания. Эльдорадо - это государство, уп равляе-
мое просвещенным королем, который приветливо и без придворного жеманства
встречает Канд ида - он целует его в обе щеки, что современникам Кандида, при-
выкшим к церемонности французского двора, казалось своего рода потрясением ос-
нов существующего режима. В Эльдорадо нет духовенства, а весь народ грамотен и
исповедует деизм - философию, которая, как считал сам Вольтер, давала наиболее
правильное п редставление о мире. Так как Эльдорадо - просвещенное государство,
оно не нужд ается в применении какого бы то ни было насилия над человеком, все
сознательно подчиняются разумным законам. Суд и тюрьмы здесь не ну жны, так как
в стране нет преступников. В Эльдорадо более всего уважают науку, законы и сво-
                                       17
произносит в момент, когда тонет корабль, на котором находятся он и
Кандид, когда происходит страшное Лиссабонское землетрясение, когда его чуть
было не сжигают на костре и т.д. Это придает повествованию сатирическую остроту.
Уже имя Панглосс, которым Вольтер наделяет героя, означает в переводе с грече-
ского "всезнайка" и говорит о той оценке, которую ему дает автор. Кроме того,
Вольтер рисует образ только одной краской - Панглосс глух к каким-либо разумным
доводам и ведет себя во всех ситуациях одинаково, он всегда и во всем верен своей
философии, которую Вольтер предельно примитивизирует, сводя к уже упомянутой
фразе - "все к лучшему в этом лучшем из миров".
       Этой же задаче - разоблачению теории оптимизма как несостоятельной служит
в повести и подбор фактов, введенных Вольтером в повествование и взятых им из
жизни. Это факты преимущественно одного плана - они демонстрируют существо-
вание в мире зла, в котором Вольтер различает в основном две разновидности. Пер-
вая - это зло, заключенное в самой природе. Его в повести Вольтер демонстрирует
на примере Лиссабонского землетрясения, действительно имевшего место и унесше-
го тысячи человеческих жизней. Вторая разновидность зла - это зло, происходящее
от людей, несправедливого общественного устройства. Оно проявляется в злоупот-
реблениях и извращениях государственной власти, в религиозной нетерпимости, в
феодальном гнете и войнах, в сословном неравенстве, в колонизаторской деятельно-
сти и т.д., то есть Вольтер показывает все возможные пороки существующей обще-
ственной системы, то, что представлялось ему главным препятствием на пути чело-
веческого общества к разумному устройству, к прогрессу. Так философское содер-
жание повести соединяется у Вольтера со злободневной социально-политической
направленностью, проявляющейся особенно очевидно и в том идеале общественно-
го устройства, который рисует в повести Вольтер. По существу это иллюстрация к
положительной политической программе писателя.
       Разоблачая всевозможные формы несправедливости, насилия над личностью,
Вольтер противопоставляет им идею личной и гражданской свободы, мечту о таком
общественном строе, который, основываясь на твердом законе, мог бы гарантиро-
вать независимость и права каждому своему гражданину. Таким идеальным государ-
ством в "Кандиде" является счастливая страна Эльдорадо, страна разума и справед-
ливости, где потребности человека всесторонне удовлетворены. Вольтер рисует уто-
пическую картину всеобщего процветания. Эльдорадо - это государство, управляе-
мое просвещенным королем, который приветливо и без придворного жеманства
встречает Кандида - он целует его в обе щеки, что современникам Кандида, при-
выкшим к церемонности французского двора, казалось своего рода потрясением ос-
нов существующего режима. В Эльдорадо нет духовенства, а весь народ грамотен и
исповедует деизм - философию, которая, как считал сам Вольтер, давала наиболее
правильное представление о мире. Так как Эльдорадо - просвещенное государство,
оно не нуждается в применении какого бы то ни было насилия над человеком, все
сознательно подчиняются разумным законам. Суд и тюрьмы здесь не нужны, так как
в стране нет преступников. В Эльдорадо более всего уважают науку, законы и сво-