Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

18
бодную человеческую деятельность. Всеобщего равенства здесь нет, в стране
сохраняются сословия и права на собственность, но имущественные различия между
ее гражданами не так заметны, как в Европе.
Конечный вывод, который Вольтер делает в своем произведении и к которому
он приводит своего героя Кандида, также имеет некий политический смысл. После
многих странствий Кандид вместе со своими друзьями поселяется где-то в Турции,
и однажды там он встречает доброго старика - турка. Турок вызывает у него интерес
тем, что он чувствует себя счастливым. Старик говорит Кандиду, что для обретения
счастья надо трудиться, так как труд гонит, как он считает, "от нас три великих зла -
скуку, порок и нужду"
7
. "Надо возделывать свой сад"
8
, - говорит он, и эту фразу ста-
рика Кандид неоднократно повторяет, подводя итоги под своими размышл ениями
над жизнью и фи лософскими взглядами своих учител ей в конце повести.
Как понимать эту фразу в устах Кандида? Безусловно, в нее Вольтер вклады-
вает некий аллегорический смысл, который можно понимать по-разному. Однако
наиболее вероятный ответ - это мысль об исчерпанности всяких философских спо-
ров, о необходимости плодотворного труда, активной человеческой деятельности;
речь идет и о вмешательстве в жизнь с целью ее преобразования, об ориентации не
только на критику существующего феодального режима, но и на решение важных
практических задач своего времени. Таким образом, Вольтер при всей умеренности
его общественно-политической позиции демонстрир ует в "Кандиде" определенн ую
зрелость просветительской мысли, какой она выступает на раннем этапе француз-
ского Просвещения.
ДИДРО
Более радикальные идеи и настроения выразил втор ой крупнейший после
Вольтера мыслитель и писатель - Дени Дидро, ставший вождем французских про -
светителей на новом этапе их деятельности. Вступ ив на арену общественной и ли-
тературной жизни в 40-е годы XV111 века, когда имя Вольтера было уже в зените
славы, Дидро подхватывает целый ряд идей своего предшественник а, но при этом
идет значительно дальше.
Жизнь и деятельность. Даты жизни Дидро - 1713 -1784 годы. Он родился в
небольшом французском городк е Лангре, в семье состоятельного ремесленника -
владельца мастерской по изготовлению ножей. Его отец хотел, чтобы сын занял бо-
лее высокое, чем он, общественное положение, стал священником, для чего помес-
тил его в иезуитский коллеж. Затем для завершения богословского образования
Дидро был отправлен в Париж, где он закончил коллеж дАркур и два года прослу-
жил в конторе судейского прокурора. Вскоре Дидро заявляет отцу о своем нежела-
нии стать духовным лицом, за что отец отказывает ему в материальной поддержке.
Но Дидро, несмотря на это, остается в Париже, где дает уроки математики, занима-
ется философией, ведет жизнь человека без определенных занятий. Здесь же развер-
тывается его поразительная по своей разносторо нности деятельность как пр освети-
теля. Дидро стремится внести свой вклад практически во все области человеческих
                                         18
бодную      человеческую деятельность. Всеобщего равенства здесь нет, в стране
сохраняются сословия и права на собственность, но имущественные различия между
ее гражданами не так заметны, как в Европе.
      Конечный вывод, который Вольтер делает в своем произведении и к которому
он приводит своего героя Кандида, также имеет некий политический смысл. После
многих странствий Кандид вместе со своими друзьями поселяется где-то в Турции,
и однажды там он встречает доброго старика - турка. Турок вызывает у него интерес
тем, что он чувствует себя счастливым. Старик говорит Кандиду, что для обретения
счастья надо трудиться, так как труд гонит, как он считает, "от нас три великих зла -
скуку, порок и нужду"7. "Надо возделывать свой сад"8, - говорит он, и эту фразу ста-
рика Кандид неоднократно повторяет, подводя итоги под своими размышлениями
над жизнью и философскими взглядами своих учителей в конце повести.
      Как понимать эту фразу в устах Кандида? Безусловно, в нее Вольтер вклады-
вает некий аллегорический смысл, который можно понимать по-разному. Однако
наиболее вероятный ответ - это мысль об исчерпанности всяких философских спо-
ров, о необходимости плодотворного труда, активной человеческой деятельности;
речь идет и о вмешательстве в жизнь с целью ее преобразования, об ориентации не
только на критику существующего феодального режима, но и на решение важных
практических задач своего времени. Таким образом, Вольтер при всей умеренности
его общественно-политической позиции демонстрирует в "Кандиде" определенную
зрелость просветительской мысли, какой она выступает на раннем этапе француз-
ского Просвещения.

                                    ДИДРО
      Более радикальные идеи и настроения выразил второй крупнейший после
Вольтера мыслитель и писатель - Дени Дидро, ставший вождем французских про-
светителей на новом этапе их деятельности. Вступив на арену общественной и ли-
тературной жизни в 40-е годы XV111 века, когда имя Вольтера было уже в зените
славы, Дидро подхватывает целый ряд идей своего предшественника, но при этом
идет значительно дальше.
      Жизнь и деятельность. Даты жизни Дидро - 1713 -1784 годы. Он родился в
небольшом французском городке Лангре, в семье состоятельного ремесленника -
владельца мастерской по изготовлению ножей. Его отец хотел, чтобы сын занял бо-
лее высокое, чем он, общественное положение, стал священником, для чего помес-
тил его в иезуитский коллеж. Затем для завершения богословского образования
Дидро был отправлен в Париж, где он закончил коллеж д’Аркур и два года прослу-
жил в конторе судейского прокурора. Вскоре Дидро заявляет отцу о своем нежела-
нии стать духовным лицом, за что отец отказывает ему в материальной поддержке.
Но Дидро, несмотря на это, остается в Париже, где дает уроки математики, занима-
ется философией, ведет жизнь человека без определенных занятий. Здесь же развер-
тывается его поразительная по своей разносторонности деятельность как просвети-
теля. Дидро стремится внести свой вклад практически во все области человеческих